Изо всех художников европейского авангарда он был самым старшим по возрасту. Когда он начал – очень поздно – заниматься живописью, в российской художественной жизни господствовали передвижники, а во Франции импрессионисты с трудом пробивали себе дорогу к признанию.
"Долгие годы я себе казался обезьяной, запутавшейся в сети, — писал он. — И только после больших усилий мне удалось опрокинуть эту "стену на пути к искусству". Развитие искусства состоит во внезапных вспышках, подобно молнии, из взрывов, подобно "букету" фейерверка, разрывающемуся высоко в небе и рассыпающему вокруг себя разноцветные звёзды…"
В 1910 году он написал свои первые абстрактные картины и стал основоположником абстрактного искусства. Он пытался слить воедино цвет и звук, живопись и архитектуру, искусство и философию, форму и содержание.
Он утверждал: "Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. Существует не меньше мертвых треугольников, чем мертвых куриц, мертвых лошадей и мертвых гитар. Стать "реалистическим академиком" можно так же легко, как и "абстрактным".
16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский.
Самым ярким периодом в его творчестве принято считать предвоенные годы – время «Синего всадника» и плодотворнейших контактов с единомышленниками из разных стран.
С началом войны всё рухнуло. Некоторые художники хотели отправиться на фронт, другие – должны были отправиться; их интернациональным отношениям был положен конец.
В декабре 1914 года соучредитель альманаха "Синий всадник" Франц Марк, которому суждено погибнуть спустя два года, писал своему ближайшему другу Кандинскому, что, будучи теперь на войне, он видит в ней "целительный, хотя и жестокий путь к нашим целям", что война "очистит Европу, и "подготовит" её".
Кандинский ответил с полным непониманием: «Я думал, что место для строительства будущего расчищают иными способами. За очищение такого рода придется заплатить слишком страшную цену».
Двумя годами ранее, когда о возможной войне только говорили, он писал: "Количество ужасных возможностей для развития событий бесконечно, и грязные последствия еще долго будут зловонным хвостом волочиться по всему земному шару. И… горы трупов".
Василий Кандинский 1866-1944
Его учителями в фотографии были отец, знаменитый Эдвард Уэстон, и его возлюбленная, легендарная Тина Модотти. Они показали ему, как пользоваться крупноформатной камерой, работать над композицией и освещением, доводить снимок до совершенства при печати. Уроки не прошли даром — Уэстон старший с гордостью говорил, что его сын "в 14 лет фотографирует лучше, чем он сам".
16 декабря 1911 года родился Бретт Уэстон.
Он впервые принял участие в выставке в 18 лет. Куратор Музея современного искусства Сан-Франциско позже отметил: "Бретт Уэстон был юным гением американской фотографии".
Самыми выдающимися признаны его абстрактные работы. Они отличались технической четкостью, богатой фантазией, безупречностью линий, объема, игры света и тени.
После смерти мастера его фотографии приобрели особую ценность: Бретт Уэстон всегда считал, что фотограф должен сам печатать снимки, поэтому незадолго до смерти уничтожил большинство своих негативов.
Бретт Уэстон 1911 – 1993 |