В этот день, 20 октября 1916 года в 6 часов 20 минут, на флагманском корабле Черноморского флота линкоре «Императрица Мария» в зарядном погребе произошло возгорание, ставшее причиной мощного взрыва. 260 моряков, спавших в кубриках и каютах носовой части, погибли практически сразу. Спасательной операцией руководил лично командующий флотом вице-адмирал Александр Колчак.
Комиссии по расследованию событий не удалось выяснить причины взрыва. Вопреки тому, что мощный линкор мешал как немцам, так и туркам, и постоянно находился под прицелом их агентуры, возможность диверсии Колчак категорически отрицал, ссылаясь на аналогичные случаи меньшего масштаба в Англии, Италии и Германии.
Севастополь 1916
В этот день, 20 октября 1882 года, родился Бела Ференц Дежо Бласко. В начале своей артистической карьеры он взял псевдоним Лугоши по названию венгерского городка, в котором родился.
В 1927 году он появился на сцене в плаще Дракулы. Успех спектакля подарил кинорежиссеру Тоду Броунингу идею фильма, который вышел на экраны в 1931-м. Впоследствии сотни кинематографических вампиров и оборотней копировали манеру Лугоши.
В середине 30-х он снимался в четырех-пяти фильмах в год и получал больше писем от поклонников, чем Кларк Гейбл. Под давлением продюсеров вел себя эксцентрично, появляясь на людях в образе вампира или лежа в гробу во время интервью. Амплуа убийц, чудовищ и безумных ученых закрепилось за ним навсегда.
В конце 40-х Лугоши был почти забыт. Нищий, больной старик завещал похоронить себя в костюме Дракулы.
Бела Лугоши 1882 – 1956
Чем более совершенными становились его фильмы, тем меньше в них оставалось признаков того зыбкого материального мира, который называют реальной жизнью. Его вселенная родилась из магической вспышки света в темном зале кинотеатра. Он говорил: «Я всегда обставляю всё так, чтобы избежать реалистичности. Поэтому нет менее надежного портретиста, чем я».
Действие его картин происходит в максимально эстетизированной, дистиллированной от побочных примесей среде, где траектория движений персонажей и камеры расчерчены по миллимитровой бумаге.
Он писал: «Я считаю полицейский триллер единственно возможной формой современной трагедии». Реальность гангстерского подполья он преобразил в череду томительно напряженных, предопределенных высшей силой ритуалов: побег, предательство, допрос, убийство. Смерть – это пункт назначения, к которому движется сюжет в его фильмах.
20 октября 1917 года родился денди, боец Сопротивления, знаток «подпольного» Парижа, страстный синефил, провозвестник «Новой волны» и гений французского нуара Жан-Пьер Мельвиль.
«У него была почти религиозная страсть к кинематографу», - вспоминал Фолькер Шлёндорф. «Искусство Мельвиля – поэзия молчания, это само искусство кино, то есть искусство изображения, а не слова».
В максимальной выразительности режиссерского приема, в достижении абсолютной гармонии формы заключалось эстетическое обоснование мрачного пессимистичного мира его картин, в котором единственное доступное наслаждение - это наслаждение совершенной техникой исполнения, будь то мастерство налетчика или режиссера.
Жан-Пьер Мельвиль 1917 - 1973 |