По глади черных вод, где звезды задремали,
Плывет Офелия, как лилия бела,
Плывет медлительно в прозрачном покрывале...
В охотничьи рога трубит лесная мгла.
Уже столетия, как белым привиденьем
Скользит Офелия над черной глубиной,
Уже столетия, как приглушенным пеньем
Ее безумия наполнен мрак ночной.
И говорит Поэт о звездах, что мерцали,
Когда она цветы на берегу рвала,
И так по глади вод в прозрачном покрывале
Плыла Офелия, как лилия бела.
20 октября 1854 года родился Артюр Рембо.
За три года он прошел путь, вместивший в себя три века французской поэзии – от классической просодии до верлибра и «стихотворений в прозе», предвосхитивших эксперименты сюрреалистов. У него была короткая, бурная и печальная жизнь и две смерти – смерть поэта в 19-летнем возрасте и физическая смерть в 37.
«Рембо – точка отсчета, источник, которые взметнули в высоту многоструйное древо нашей новейшей Поэзии, – писал Хулио Кортасар. – От подростка, шедшего по лезвию невозможного, остались самые живые и самые глубокие строки. Его творчество собрало весь поэтический опыт человека в единый луч».
Артюр Рембо 1854 – 1891
20 октября 1893 года родился Чарли Чейз. Актер, сценарист, режиссер, мастер эксцентрической комедии.
Выдающийся новатор, он соединил трюки и погони с захватывающим сюжетом и яркими характерами. Его остроумные, изящные картины принесли ему славу одной из самых интеллигентных и оригинальных фигур немого кинематографа. Однако заслуги Чейза были незаслуженно забыты. Его экранного персонажа звали Чарли. Он навсегда остался в тени режиссера, актера и героя, носящего то же имя – Чарли Чаплина.
Чарли Чейз 1893 – 1940
Чем более совершенными становились его фильмы, тем меньше в них оставалось признаков того зыбкого материального мира, который называют реальной жизнью. Его вселенная родилась из магической вспышки света в темном зале кинотеатра. Он говорил: «Я всегда обставляю всё так, чтобы избежать реалистичности. Поэтому нет менее надежного портретиста, чем я».
Действие его картин происходит в максимально эстетизированной, дистиллированной от побочных примесей среде, где траектория движений персонажей и камеры расчерчены по миллиметровой бумаге.
Он писал: «Я считаю полицейский триллер единственно возможной формой современной трагедии». Реальность гангстерского подполья он преобразил в череду томительно напряженных, предопределенных высшей силой ритуалов: побег, предательство, допрос, убийство. Смерть – это пункт назначения, к которому движется сюжет в его фильмах.
20 октября 1917 года родился денди, боец Сопротивления, знаток «подпольного» Парижа, страстный синефил, провозвестник «Новой волны» и гений французского нуара Жан-Пьер Мельвиль. «У него была почти религиозная страсть к кинематографу, – вспоминал Фолькер Шлёндорф. – Искусство Мельвиля – поэзия молчания, это само искусство кино, то есть искусство изображения, а не слова».
В максимальной выразительности режиссерского приема, в достижении абсолютной гармонии формы заключалось эстетическое обоснование мрачного пессимистичного мира его картин, в котором единственное доступное наслаждение – это наслаждение совершенной техникой исполнения, будь то мастерство налетчика или режиссера.
Жан-Пьер Мельвиль 1917 – 1973
|