Я был разбужен спозаранку Щелчком оконного стекла. Размокшей каменной баранкой В воде Венеция плыла. Все было тихо, и, однако, Во сне я слышал крик, и он Подобьем смолкнувшего знака Еще тревожил небосклон. Вдали за лодочной стоянкой В остатках сна рождалась явь. Венеция венецианкой Бросалась с набережных вплавь. 25 марта 421 года была основана Венеция. Венеция 421 25 марта 1915 года Максимилиан Волошин закончил стихотворение, посвященное Илье Эринбургу, который был в это время корреспондентом газеты «Биржевые новости» на Западном фронте. В эти дни великих шумов ратных И побед, пылающих вдали, Я пленён в пространствах безвозвратных Оголтелой, стынущей земли. В эти дни не спазмой трудных родов Схвачен дух: внутри разодран он Яростью сгрудившихся народов, Ужасом разъявшихся времён. В эти дни нет ни врага, ни брата: Все во мне, и я во всех; одной И одна — тоскою плоть объята И горит сама к себе враждой. В эти дни безвольно мысль томится, А молитва стелется, как дым. В эти дни душа больна одним Искушением — развоплотиться. Максимилиан Волошин 1915 150 лет назад, в этот день, родился Алексей Явленский. Русский художник, почти вся творческая жизнь которого прошла в Германии. Вместе с Кандинским он сформулировал свое специфическое понимание искусства: целью живописи является не тождественное отображение действительности, а гармония цвета и настроения. Мировую славу принесла ему огромная серия «Медитации», которая была своеобразной реминисценцией византийско-русских икон. Эти работы утвердили Явленского в качестве одного из крупнейших представителей религиозной живописи ХХ века. Он говорил: «Художник должен сказать посредством света и формы всё, что в нем есть от Бога». Алексей Явленский 1864 - 1941 Прежде чем стать режиссером, он был теоретиком кино. Большое влияние на его мысль оказали теория относительности Альберта Эйнштейна и теория «длительности Анои Бергсона. Сам он построил сложную теорию кинематографического пространства-времени, некоего изменчивого и текучего континуума, обратимого и относительного. 25 марта 1897 года родился Жан Эпштейн, французский режиссер, авангардист, один из самых талантливых представителей киноимпрессионизма. В своих фильмах он отбросил повествовательность ради создания атмосферы, используя для этого все средства кинематографической техники. Он систематически применял замедленную съемку: кажется, будто его персонажи плывут, занавески едва ощутимо дрожат, а время останавливается… Это не фантастический мир, а область сновидения. Он писал: «Я хочу фильмов, в которых не происходит ничего особенного. Самая скромная деталь передаёт звук подразумеваемой драмы. Чувство пугливо. Грохот поезда, падающего с виадука, не всегда приятен его семейному нраву. Скорее, в ежедневном рукопожатии оно приоткроет своё прекрасное, омытое слезами лицо. Сколько грусти можно извлечь из дождя!». Жан Эпштейн 1897 – 1953 |