Его короткие опусы Геннадий Рождественский назвал «японской поэзией в музыке». Современники принимали их с трудом.
Ему приходилось бороться с нуждой. В годы немецкой оккупации Австрии он
содержал большую семью на грошовое жалованье корректора в издательстве,
постоянно подвергаясь издевательствам в нацистской прессе.
В мае 1945 года он потерял на фронте единственного сына, а вскоре после
окончания войны погиб в деревне под Зальцбургом от случайной пули
американского солдата.
Музыка композитора, испытавшего немало страданий, была радостной и
светлой. Теодор Адорно писал: «Творец небесных пианиссимо, его
творчество религиозно, как мало у кого после Баха. Его сознание искало
таких слов: «Тепло пресветлых рук согреет сердце, не вынесшее жизни.
Вас, спящих вечным сном, вас тоже ожидает день».
130 лет назад родился Антон фон Веберн.
Основоположник музыкального экспрессионизма и додекафонии. Один из
основателей Нововенской школы, один из крупнейших новаторов ХХ века.
Антон фон Веберн 1883 – 1945
Ровно 100 лет назад в помещении Петербуржского театра «Луна-парк» на
нынешней улице Декабристов состоялась премьера футуристического
спектакля-оперы поэта Алексея Крученых, композитора Михаила Матюшина и
художника Казимира Малевича – «Победа над Солнцем».
В эскизах декораций к одной из наиболее провокационных и нестандартных
постановок XX столетия впервые возникло изображение чёрного квадрата,
как пластическое выражение победы активного человеческого творчества над
пассивной формой природы: чёрный квадрат вместо солнечного круга.
Казимир Малевич 1913
3 декабря 1920 года в Москве, на Мясницкой улице, были созданы Высшие
художественно-технические мастерские, вошедшие в историю под
аббревиатурой ВХУТЕМАС. Это была художественная школа, в которой
возникло искусство ХХ века.
Во ВХУТЕМАСе работали Константин Мельников, Эль Лисицкий, Александр
Родченко, Варвара Степанова, Владимир ТАтлин, Иван Леонидов, Моисей
Гинзбург, Александр Веснин и многие другие творцы русского авангарда.
Совершив революцию в понимании пространства, они стали участниками
одного из немногих великих переворотов в истории, изменившего само
видение реальности.
ВХУТЕМАС
«Я думаю, что кино показывает только любовные истории. В военных
фильмах идет речь о любви парней к оружию, в гангстерских - о любви
парней к краже...»
«… А "новая волна" принесла любовь к кино. Трюффо, Риветт, я сам и еще
двое или трое полюбили кино, прежде чем полюбили женщин, деньги,
войну, прежде чем полюбили еще что-то. Что касается меня, я открыл
для себя жизнь благодаря кинематографу».
«Мальро говорил, что искусство подобно пожару, оно рождается из того,
что сжигает. Я должен выжечь себе глаза изображением, чтобы видеть».
«Искусство - это то, что позволяет обернуться, увидеть Содом и Гоморру и не умереть».
«Кино - это живопись, которая может быть услышана как музыка».
«В фильме должно быть начало, середина и конец, - но не обязательно в этом порядке. Как и в жизни…».
«Если закон несправедлив, справедливость обходит закон».
«У автора нет прав. У меня нет никаких прав. Только обязанности».
Жан-Люк Годар. В этот день ему исполняется 83 года.
Жан-Люк Годар |