Папа Григорий Пятнадцатый наградил его рыцарским крестом ордена Христа и титулом «кавалера». Современники включили его в ряд «божественных творцов», называя наследником титанов эпохи Возрождения. Он так и не получил профессионального образования, оставаясь гениальным дилетантом с математическим глазомером и непогрешимым чувством архитектурного пространства.
Обладая могучим природным талантом и занимая высокое положение при папском дворе, он приобрел непререкаемый авторитет и стал своеобразным «художественным диктатором» Италии XVII века.
515 лет назад, 7 декабря 1598 года, родился гений итальянского барокко Лоренцо Бернини.
По семь часов в день без единой передышки он до самых последних лет отдавал работе над мрамором. И если кто-нибудь хотел оторвать его от этого дела, он сопротивлялся, говоря: «Оставьте меня, я влюблен!..».
«Я победил мрамор и сделал его гибким как воск, – писал он. – И этим смог до известной степени объединить скульптуру с живописью».
Лоренцо Бернини 1598 - 1680
295 лет назад в этот день указом императора Петра Первого в России были введены новые светские празднества – «ассамблеи». Они были созданы в соответствии с западноевропейскими развлекательными традициями и превратились впоследствии в дворянские танцевальные балы с чётко установленным ритуалом.
По словам историка Ключевского, ассамблеи представляли собой «и биржу, и клуб, и танцевальный вечер. Здесь толковали о делах, о новостях, играли, пили, плясали. Никаких церемоний, ни встреч, ни проводов, ни потчеваний: всякий приходил, ел, что поставил на стол хозяин, и уходил по своему усмотрению».
«Петра одушевляла мысль создать новые формы общения, которые объединили бы сановный и деловой мир обеих столиц, связали общим досугом всех тех, кто трудился над созданием новой России, – от адмиралов и президентов коллегий до торгово-промышленных верхов, архитекторов и мастеров мануфактур».
Россия 1718
Он умел с покоряющей убедительностью реконструировать давно ушедшие эпохи, будь это Рим, ожидающий убийства Цезаря, или Перу начала XVIII столетия.
История всегда оставалась для него живой реальностью. Он осмыслял современность под знаком непрерывающейся связи времен. Он писал о незримых нитях, соединяющих цивилизации и культуры.
7 декабря 1975 года ушел из жизни Торнтон Уайлдер.
Трехкратный обладатель Пулитцеровской премии, автор одной из самых значительных пьес первой половины ХХ века «Наш городок», комедии «Сваха», ставшей основой для знаменитого бродвейского мюзикла «Хелло, Долли!», романов «Мартовские Иды» и «Теофил Норт», повести «Мост короля Людовика Святого».
Он говорил: «Многие считают литературой стиль, в то время как литература это код сердца».
Торнтон Уайлдер 1897 - 1975
Потому что каблук оставляет следы – зима.
В деревянных вещах замерзая в поле,
по прохожим себя узнают дома.
Что сказать ввечеру о грядущем, коли
воспоминанья в ночной тиши
о тепле твоих – пропуск – когда уснула,
тело отбрасывает от души
на стену, точно тень от стула
на стену ввечеру свеча,
и под скатертью стянутым к лесу небом
над силосной башней, натёртый крылом грача
не отбелишь воздух колючим снегом.
Эти строки из цикла стихотворений «Часть речи» Иосиф Бродский написал в такой же зимний день 1975 года.
Иосиф Бродский 1975 |