В XVIII веке московский купец Коробов основал фабрику по изготовлению
лакированных козырьков для головных уборов русской армии. С этого и
началась история русской лаковой живописи. Сегодня она известна во всем
мире. Именно поэтому на конференцию «Современная русская лаковая
миниатюра» в столицу приехали специалисты из Японии и Франции, Швейцарии
и Германии. А на следующей неделе во Всероссийском музее
декоративно-прикладного и народного искусства откроется выставка
современных лаковых изделий. Рассказывают «Новости культуры».
Директор Шанхайской Академии индустрии моды и искусства Вэн Цзицзюнь
русской культурой интересуется давно, но в Москве впервые. Признается,
поразило многое, в том числе и лаковая миниатюра. А он - специалист в
этой области. Отмечает, что в отличие от идентичной живописи Китая,
которой почти семь тысяч лет, русская, имея более чем двухвековую
историю, поражает своей самобытностью.
«Посмотрите, эта декоративная настольная ширма выполнена в традиционной
китайской манере. Автор хорошо знаком с восточной живописью. Получился
китайский пейзаж глазами русского художника, выполненный в традициях
Палеха», - рассказывает директор Шанхайской Академии индустрии моды и
искусства Вэн Цзицзюнь.
В настоящее время в России существует всего четыре центра искусства
лаковой миниатюрной живописи: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй.
Подлинные изделия, которые представляют художественную ценность, очень
дороги. Поэтому рынок наводнен дешевыми подделками. Но это лишь один из
аспектов. По мнению, специалистов, нужна государственная программа
поддержки промыслов.
«Какие-то льготы на энергоносители, закупки уникальных работ для
музеев, целевые закупки для подарочных фондов - сейчас этого нет,
хотелось, чтобы все это возобновилось, потому что, если не будет
государственной поддержки, то наши предприятия могут просто умереть», -
объясняет участник конференции Владимир Чиркин.
Художник Олег Шапкин с Федоскинской фабрики ушел еще в 70-х. Свой опыт и
знания передал жене и сыну. С ними вместе сегодня и работает. Шкатулки,
футляры, созданные в традициях федоскинской лаковой живописи, делает
исключительно на заказ. Говорит – профессиональная преемственность
сегодня практически утрачена.
«Нужно обязательно внутреннее общение художников разных поколений и
разной квалификации разного стилевого направления, потому что в процессе
этого общения выявляются общие стилистические направления. Художники
осваивают чужой опыт, внося в свои работы, и это постепенно становится
традицией», - рассказывает художник Олег Шапкин.
Первый раз лаковую миниатюру Феликс Вехтер увидел в 90-х. С тех пор он -
увлеченный коллекционер. На конференции представляет некоммерческий
интернет-проект: веб-сайт о Палехе на немецком языке.
«В Европе много людей, которые интересуются русским искусством. Но
информацию можно найти только на английском или русском языках. Поэтому
мы решили создать такой сайт. Он целиком посвящен четырем школам лаковой
миниатюры», - отмечает участник конференции, коллекционер Феликс Вехтер
(Швейцария).
Холуй, Палех, Федоскино, Мстёра были и остаются одними из символов
русского национального искусства. Специалисты надеются - популярный
когда-то русский сувенир снова обретет былую славу.
Новости культуры |