В Москве завершился IV Фестиваль польской музыки. В заключительном концерте принял участие композитор и дирижер Кшиштоф Пендерецкий – легенда польской музыки. Еще несколько десятилетий назад в Советском Союзе его сочинения воспринимались как авангард. Сегодня сам мэтр говорит, что у его творчества – «двойное гражданство»: авангард со счетов не списывает, но теперь сознательно опирается и на традицию. Убедиться в этом можно было минувшим вечером в Рахманиновском зале консерватории.
В свои восемьдесят Кшиштоф Пендерецкий даст фору более молодым своим коллегам. Каждый его визит в Россию – событие в музыкальной жизни. В этот раз польский композитор и дирижер привез на фестиваль в столицу оркестр Бетховенской Академии – самый молодой краковский коллектив – в прошлом году ему исполнилось десять лет. Маэстро, взявший музыкантов под свое крыло, подготовил программу из произведений польских и российских композиторов.
«Что играть, какая будет программа, определяет дирижер, то есть я. В этот раз я зависел еще и от коллектива, с которым приехал. Это камерный оркестр. Поэтому я ограничен, могу исполнять, только камерные произведения. Мои симфонии к ним не относятся, а вот две мои симфониетты есть в программе концерта», – рассказал Кшиштоф Пендерецкий.
Пендерецкий, привыкший к размаху и руководящий огромными симфоническими оркестрами Гамбурга и Лейпцига, и на этот раз, несмотря на камерность коллектива, выглядит внушительно. Личность дирижера, названного еще на церемонии в Каннах в 2000 году лучшим из ныне живущих композиторов, каждый концерт делает особенным.
Кларнетист Аркадиуш Адамски знает маэстро не один десяток лет. Но каждый раз не скрывает волнения, когда за пультом – мэтр.
«Выступая с Кшиштофом Пендерецким, всегда хочется сделать максимум. Это накладывает особенную ответственность. Меня всегда поражает, как он заряжает своей энергией музыкантов, какая это сила и мощь», – отметил музыкант Аркадиуш Адамски (Польша).
В программе музыка еще одного поляка – Анджея Пануфника. В этом году музыкальное сообщество отмечает столетие со дня его рождения.
В финале – камерная симфония Дмитрия Шостаковича, произведения которого Пендерецкий хорошо знает. В начале шестидесятых он часто бывал на гастролях в Советском Союзе, несколько раз встречался с композитором.
«Я считаю Шостаковича самым великим композитором XX века. Часто дирижирую его симфонии. Всегда с особым чувством – я знал его и всегда поражался его воле и таланту», – утверждает Кшиштоф Пендерецкий.
Выступая по всему миру, Кшиштоф Пендерецкий, кажется, не знает усталости. Обладатель самых престижных мировых наград, композитор поражает парадоксальным и философским видением мира, который измеряется не только в количестве созданных партитур, но и в качестве аудитории, которая постоянно растет.
Новости культуры |