240 лет без права на ошибку. Московская государственная академия
хореографии празднует юбилей. Дата более чем серьезная – вот уже третий
век одна из старейших и авторитетнейших хореографических школ выпускает
танцовщиков, которые становятся гордостью знаменитых театров мира. Но
аплодисментам и успеху предшествуют годы упорного труда. О непростых
буднях «маленьких лебедей» рассказывают «Новости культуры».
Примы Большого накануне дня рождения альма-матер здесь, на открытии
мемориальной доски Софье Головкиной. Многие от первого директора, тогда
еще хореографического училища на второй Фрунзенской, получили пропуск на
балетные сцены.
«Олицетворяла в себе такую большую мамку, настолько была ответственна
за нас», – говорит прима-балерина Большого театра Анна Антоничева.
Сама академия для них больше, чем просто школа.
«Это наш дом родной, – говорит прима-балерина Большого театра Мария
Аллаш. – Мы провели здесь 8 лет, с самого раннего детства, здесь и
воспитывались, и учились».
Уроки русского языка, физики, математики. Черный низ, белый верх - как в
обычной школе. Только на форме эмблема – танцующая тройка – по
балетному па-де-труа. В расписании среди главных предметов – классика,
народно-сценический и современный танец. Первый класс с десяти лет. В
коридорах тянутся, разогреваются. И что совсем непривычно – книксен.
Ректор академии Марина Леонова, кажется, все знает об уникальной методике московской академии, которую сама закончила в 67-м.
Изменилась эстетика, – говорит Марина Леонова. – Посмотрите на девочек,
какие у них ноги, фигуры. Эстетика стала совсем другая, балерины стали
более худыми, более стройными, более высокими. Я могу сказать, что
балерины предыдущего поколения танцевали очень хорошо, потому что
методика остается неизменной, существует уже много лет».
Классика здесь на первом месте. У Ольги Войноровской только мальчики – 13 лет не самый простой возраст, но ее этим не испугать.
«Сложно когда они пришли в первый класс, надо чтобы они полюбили балет,
бежали на класс с горящими глазами, чтобы поняли, что это дисциплина, и
они становятся твоими», – говорит Ольга Войнаровская.
Мальчиков учат силе и пластике, девочек – легкости и грации. Держать
красивую форму – каторжный труд. Каждый день – станок, никаких скидок на
усталость.
«В конце урока, чувствуешь, что ты потихоньку умираешь, что дух
выходит, но нужно собраться», – признается студент 3-го курса Московской
государственной академии хореографии Илья Колотов.
Третий курс – самый трудный. Впереди экзамены и распределение в театры.
Илья Кузнецов знает - расслабляться нельзя, но в глубине души понимает
чувства своих учеников.
«Требования возрастают, – поясняет преподаватель. – Привносится много
танца в учебные задания, я настаиваю на чистейшем исполнении, и порой
возникают конфликты - потому что требования, требования…»
Чтобы поднять партнершу как перышко, нужны не только бицепсы - баланс,
координация. На дуэтном танце Георгий Гусев учит не только поддержкам,
но и падениям. Каждый раз повторяя золотое правило: «Никогда партнерша в
ваших руках не должна упасть».
Пятый класс – Рубикон. Многие не выдерживают – уходят. Вес, рост,
ограничения в еде – все важно. Ведь к первому курсу ученики – почти на
равных с кордебалетом.
Эти уроки не прогуливают, троек не получают. Приходится не сладко, не
только двигаться – дышать надо по-другому. Марина Кондратьева, педагог
Большого, помнит эти уроки выживания.
«После всех уроков мы переходили дорожку и входили в Большой театр, где
начинались спектакли, – вспоминает Марина Кондратьева. – А мы были с
первых классов во всех спектаклях заняты».
В Большом всех учеников знали по именам. Ведь они с десяти лет выходили на сцену с профессиональными артистами.
«Когда я заканчивал хореографическое училище, для меня никаких проблем
не было, чтобы влиться в труппу Большого театра, – говорит народный
артист СССР Владимир Васильев. – Я без репетиции мог вставать, знал все
па, которые были у кордебалета».
Выпускников академии знает весь балетный мир. Московская
хореографическая школа, которой 240 лет – давно бренд. Желающих учиться
здесь становится все больше. Не хватает мест в классах и в интернате.
Через три года академия получит новый корпус, с современной
инфраструктурой. А значит – Принцев и Сильфид станет больше.
Новости культуры |