Огромную работу завершили петербургские реставраторы: теперь в
Благовещенском соборе Псково-Печерского монастыря можно увидеть древние
фрески. Этот каменный храм был построен в XVI веке при игумене Корнилии.
А расписали его ко времени венчания на царство Ивана Грозного – к
январю 1547 года. Об истории уникальной находки – рассказывают «Новости культуры».
Древние фрески Благовещенского храма раскрыли петербургские
реставраторы к 540-летнему юбилею Псково-Печерского монастыря. Этот
первый каменный храм построен при игумене Корнилии. Сюжеты на стенах и
потолке древние мастера расположили в таком порядке, как это сделало у
иконописца Дионсия в Ферапонтовым монастыре. И есть предположение, что
на стенах храма изображен Иван Грозный.
Какие приемы использовали иконописцы более пяти столетий назад и как
изображали святых на стенах самого древнего каменного храма
Псково-Печерского монастыря. На многие вопросы уже можно ответить.
Реставраторы из Петербурга открыли древние фрески Благовещенского храма
1540 года постройки.
«Это событие, – говорит наместник Свято-Успенского Псково-Печерского
монастыря архимандрит Тихон. – Мы знали, что они есть, потому что отец
Алипий раскрыл венчик такой, где было написано, что храм освящен святым
преподобным мучеником Корнилием. Такой венчик. Но это говорило о том,
что фрески есть».
Росписи посвящены акафисту (что означает благодарственная песнь) Божьей
Матери. К этой теме обращались, чтобы напомнить о важности
централизации государственной и церковной власти.
Прохор, иероманах обители. В Духовной Академии пишет научную работу о
фресках Благовещенского собора. Говорит, сюжеты на стенах и потолке
древние мастера расположили в таком порядке, как это сделало у
иконописца Дионисия в Ферапонтовым монастыре. И есть предположение, что
на стенах храма в Псково-Печерском монастыре изображен Иоанн Грозный.
Предания о его расправе над Игуменом Корнилием пережили столетия. А
богатые царские дары хранят здесь до сих пор.
«Храм Благовещенский был расписан в 1547 году, и как раз в этом же году
в Московском Кремле бушевали пожары, и сгорел Благовещенский храм
Московского Кремля, – рассказывает иеромонах Прохор. – Для его
реставрации и росписи были вызваны художники из Новгорода и Пскова. И
тогда же для иконостаса вновь отреставрированного собора из Пскова была
передана четырехчастная икона, в одной части которой находилось
изображение Иоанна Грозного. В Москве был собор по вопросу: возможно ли
изображать на иконах живых людей. Выяснили, что можно».
В обители уже есть пример того, как можно сохранить древние фрески, и
не нарушить того, что сделано в убранстве храма позднее. В Успенском
соборе можно увидеть древнюю живопись, открыв специальную дверцу в
иконостасе.
«Отец Алипий раскрыл фрески в Успенском соборе в Антониевском приделе, а
почему не продолжить эту работу в этом направлении? Она интересная. Нам
нужно не потерять главное. А именно, чтобы человек, увидев фрески, мог
молиться святым, которые на них изображены», – говорит архимандрит
Тихон.
Сейчас специалисты решают, как сделать фрески доступными для осмотра,
изучения и при этом не нарушить старинный уклад монастырской жизни.
Новости культуры |