В Третьяковской галерее – сенсация. Картина «Девушка с нотами», которая
считалась написанной русским художником – оказалась голландкой, да и по
возрасту – старше на полтора века. Теперь её расположили поближе к
«соотечественникам», пусть и младшим: к выставке, посвященной русской и
голландской живописи первой половины XIX века. В хитросплетения этого
уникального открытия посвятили журналистов. Рассказывают «Новости культуры».
О том, что в запасниках Третьяковской галереи хранится произведение
известного западноевропейского мастера круга Рембрандта, помог узнать
случай. В киоске музея закончились каталоги живописи XVIII века. Готовя
новое переиздание, в музее решили перепроверить некоторые факты. И в
частности, была проведена экспертиза этой картины, которая у
специалистов давно вызывала вопросы.
«Я занимаюсь исследованием русской живописи более 40 лет именно в
технологическом плане, – рассказывает сотрудник отдела научной
экспертизы ГТГ Иоланта Ломизе. – И за эти 40 лет у меня накопилась масса
признаков обязательных для русской живописи. Встреча с этим
произведением сразу показала мне, что все написано не так, как это
принято в России».
В архивах Третьяковки эта картина числилась под названием «Девушка с
нотами». На оборотной стороне подпись: Петр Нестеров, 1797-й год.
Нетипичный для этой эпохи почерк, которым была сделана подпись, манера
письма, использование жесткой кисти и некоторые другие детали дали повод
экспертам искать автора картины не в России, а в Европе. Сомнения
развеяли коллеги из Пушкинского музея. Специалисты по
западноевропейскому искусству моментально признали почерк художника
Якоба Адрианса Баккера, одного из крупных голландских живописцев,
жившего в Амстердаме в начале XVII века и пользовавшегося большой
популярностью.
«Конечно, это событие уникальное, – отмечает генеральный директор ГТГ
Ирина Лебедева. – Это известный мастер, который жил в окружении
Рембрандта. Но, конечно, никаких планов передавать в тот или иной музей у
нас нет, потому что существует музейное собрание зафиксированное, и на
данный момент для нас это предмет исследования серьезного и продолжения
этого исследования».
В Третьяковскую галерею картина попала из государственного музейного
фонда, распределявшего по музеям национализированное имущество в 27-м
году. Эта дата очень важна, отмечают специалисты.
«Я специально про это говорю, потому что пройдет информация в прессе,
прибегут сотрудники голландского посольства и скажут, что у вас картина
из категории реституционных, – говорит заведующий отделом искусства
старых мастеров ГМИИ имени А.С.Пушкина Вадим Садков. – Вот на это нужно
сразу обратить внимание, что это не та картина».
В Третьяковской галерее считают эту историю прекрасным послесловием к
только что завершившемуся перекрестному году России и Нидерландов.
Правда, одним именем в русском искусстве, возможно, стало меньше. В
музее не исключают, что никакого Петра Нестерова вообще не существовало.
Новости культуры
|