22 января в Московском международном Доме музыки выступят Академический
Большой хор «Мастера хорового пения» и Национальный филармонический
оркестр России. В программе прозвучат произведения П.Чайковского и
С.Рахманинова.
«Даже у людей, далеких от религии, есть в душе пространство для
религиозного чувства, – говорит Владимир Спиваков, художественный
руководитель Рождественского фестиваля. – Именно оно двигало
композиторами во все времена, и так будет продолжаться, пока существует
мир…» Владимир Спиваков и Национальный филармонический оркестр России
ежегодно выступают на закрытии Рождественского фестиваля духовной
музыки, преподнося выдающиеся произведения западноевропейских и русских
мастеров. В заключительной программе четвертого форума предстанут
жемчужины русской классики, в исполнении примут участие также
блистательные солисты и прославленный хор «Мастера хорового пения».
«Литургия» и «Всенощная» Чайковского по праву входят в сокровищницу
отечественной хоровой музыки. Причиной их создания стало и тяготение
композитора к христианским ценностям («В душу мою все больше и больше
приникает свет веры… я чувствую, что все более и более склоняюсь к этому
единственному оплоту нашему против всяких бедствий… Я чувствую, что
начинаю уметь любить Бога…»), и его стремление «сохранить во всей
неприкосновенности древние напевы», вернуть богослужебное пение к его
исконным истокам, «возвратить нашей церкви ее собственность». После
смерти Чайковского его духовная музыка стала исполняться также и вне
храма в концертах.
Поэма Рахманинова «Колокола» – лирико-философское размышление
православного композитора о жизни и смерти, переданное им через
символику обрядовых колокольных звучаний. Образ колокольного звона
проходит через все творчество композитора. Однако символика и мистика,
главенствующие в поэме По, занимали Рахманинова гораздо меньше, чем
эмоционально насыщенные жанрово-психологические картины, рисующие этапы
человеческой жизни. «Это произведение, над которым я работал в
лихорадочном возбуждении, и по сей день остается, на мой взгляд, лучшим
из моих сочинений, – признавался композитор своему биографу Оскару
Риземану. – Я посвятил «Колокола» Виллему Менгельбергу и его
поразительному оркестру «Концертгебау» в Амстердаме».
tvkultura.ru |