«Всё начиналось с фуэте…». К 75-летию со дня рождения великой балерины -
Екатерины Максимовой - в музее имени Алексея Бахрушина подготовили
новую экспозицию. Ее называли «мадам Нет». Но это не от твердости
характера, наоборот, от неуверенности в себе, от постоянного поиска. И,
тем не менее, эта хрупкая миниатюрная балерина достигла феноменального
успеха. Экспонаты позволяют проследить «повествование» о жизни
танцовщицы начиная с учёбы в Московском хореографическом училище. От
первых конкурсов до первых значительных ролей на сцене Большого театра.
Рассказывают «Новости культуры».
Главный гость на этой выставке Владимир Васильев – партнер Екатерины
Максимовой в жизни и на сцене. В дар музею преподносит свою акварельную
работу – сцену Половецких плясок из оперы «Князь Игорь». Тут же, увидев
теперь уже ставшую экспонатом – единственную живописную работу
Максимовой, артист признается – она ему особенно дорога.
«Катюша никогда не брала в руки карандаш и всегда считала, что она в
этом смысле бездарна, – вспоминает Владимир Васильев. – Я ее заставил, и
она сделала вот эту работу за кулисами. Катя – молодец: это
«Дон-Кихот», здесь балерина надевает пачку, и там происходит действие на
сцене».
Она мечтала быть летчиком, а стала «королевой балета». Среди экспонатов
и любимая игрушка Екатерины Максимовой – железный самолетик, подаренный
ей еще в пятилетнем возрасте. Пуанты – в этих балерина выступала в
своей последней хореографической композиции «Сады Вилландрии» в 99-м.
Здесь же выписки из первых протоколов хореографических комиссий.
Напротив слов «удивительно грациозная, надо обратить внимание» стоят
фамилии великих педагогов русской балетной школы: Марии Кожуховой,
Николая Тарасова, Елизаветы Гердт. Именно в классе Елизаветы Павловны в
Московском хореографическом училище и занималась Екатерина Максимова.
«Главное для сцены – она дала всем своим ученицам феноменально красивые
руки, среди этих учениц ее и Плисецкая, Стручкова, Максимова, и у всех
этих женщин потрясающая совершенно была кисть, на сегодняшний день – это
редкость», – говорит Владимир Васильев.
В экспозиции – фотопортреты, уникальные кадры с репетиций, сцены из
спектаклей «Дон Кихот», «Жизель». Именно эти партии лично передала, что
называется, из «рук в руки» своей первой ученице Кате Максимовой Галина
Уланова. Исполнив партию в «Жизели» танцовщица заняла свое место на
сцене Большого театра. А дуэт Максимовой и Васильева стал символом
русского балета на многие годы.
«Владимир Васильев поначалу, не хотел танцевать партию Альфреда в
балете, его больше интересовала партия Ганса, – рассказывает сокуратор
выставки Людмила Шемракова. – Но Галине Улановой удалось его убедить и,
действительно, эта роль была одна из самых замечательных, дуэт
прославился исполнением этого балета, и так сложилась эта пара и в
дальнейшем».
Для известной японской балерины и Юкари Сайто Екатерина Максимова была
не только коллегой, но и другом, и даже крестной матерью. В профессии,
главное, чему научила русская балерина – это чувствовать характер героев
и проявлять его через движение. Сегодня свои знания Юкари передает
воспитанникам хореографической студии в Йокогаме, которой уже 40 лет. С
недавних пор студия носит имя Екатерины Максимовой.
«Так же как здесь, в Японии у нас везде висят ее фотографии, и я
чувствую ее теплую атмосферу, – рассказывает Юкари Сайто. – В будущем
маленькие японцы приходят, и первое – мы показываем ее фотографии
отсюда, они начинают первый шаг в балете, моя цель, чтобы через 200 лет
все в Японии знали про Катю».
В одном из самых ранних интервью Максимову как-то спросили, чего она
ждет от жизни, чего хочет? Не задумываясь, ни на секунду, великая
танцовщица ответила – танцевать, танцевать и танцевать… На этой
выставке, танец великой балерины, запечатлённый в вечности, словно
продолжается и сегодня.
Читайте также:
В столице представили выставку, посвященную Екатерине Максимовой>>>
Новости культуры
|