Вполне реальный мир, но с примесью фантастики создавали на своих
полотнах голландские художники начала прошлого века. В 1925 году
немецкий искусствовед Франц Ро назвал их «магическими реалистами».
Взглянуть на этот воображаемый мир можно в музее изобразительных
искусств имени Пушкина. В экспозиции «Магия голландского реализма» около
сорока шедевров от основателей направления Вима Шумахера и Карела
Виллинка до их последователей. Рассказывают «Новости культуры».
Открывать выставку голландского магического реализма в Пушкинском музее
приехал посол королевства Нидерланды. Под занавес перекрестного года
решили показать подборку произведений искусства из собрания ведущей в
Голландии финансовой корпорации. В нём около 15 000 работ голландских
художников, которые можно увидеть, только если по каким-то делам зайти в
один из офисов компании, разбросанных по всему миру, от Сан-Паоло до
Cеула.
«Одна из главных целей нашего собрания, которое ведет отсчет с 1974
года, – предоставить площадку для современных художников, – рассказывает
организатор выставки Сане Тен Бринк. – Конкретно на этой выставке мы
показываем, как художники продолжают в своих работах традиции старых
мастеров XVII века».
Все работы относятся к XX веку, и лишь некоторые – к XXI. Минувшее
столетие – время катаклизмов в России и Европе. Но пока там грохотали
пушки революций и войн, в соблюдавшей нейтралитет Голландии музы отнюдь
не молчали. Там возникло направление, которое и получило название
магический реализм.
«Хотя Голландии непосредственно не участвовала в Первой мировой, но она
со всех сторон была окружена теми странами, которые в ней участвовали, –
отмечает куратор выставки Каролине Вос. – Некоторые из этих картин –
реакция художников на то, что происходило в то время по всему миру».
Глядя на эти картины, возникает вопрос: реализм налицо, но что в нем магического?
«Ну, вот, например, картина "Сбор урожая”, – показывает Каролин Вос. –
Голландский зритель, да и не только, спросит: откуда свет в картине? И
что, собственно, они собирают? Или вот еще картина. Девочка в платье
эпохи Возрождения. Она изображена в этом потрясающем платье в конце
Второй мировой в итальянском саду. Наверное, такое возможно, но вряд ли
правдоподобно».
Куратор рассказывает, магический реализм – это когда художник немного
преувеличивает. Все дело в этом «немного». Если в советском искусстве
это когда тысячи трудящихся на картине в едином порыве приветствуют
вождя, то у голландцев – слегка искаженная перспектива, или вот эта
девушка, неизвестно почему забравшаяся на комод, уже считается верхом
чего-то нереального. При всей схожести наших государственных флагов,
следует признать, что по некоторым вопросам русские и голландцы все-таки
расходятся. |