2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Объявление темы урока учащимися. 3.Постановка учебной задачи. (учебные цели урока, формулируют учащиеся и учитель) 4.Первичная проверка понимания изученного. (построение урока в беседе, знакомства с материалом урока). | Учитель нацеливает учащихся на предстоящий урок. Вступительная беседа: (Слайд №2) Учитель обращает внимание на тему второй четверти « О России петь – что стремиться в храм, а что происходит внутри храма, как внутри души человека? Для чего люди идут в храм? Ответы учащихся: Молиться. Что такое молитва ? (Слайд №3) Молитва – это обращение к Богу, разговор с ним. Учитель: Правильно. Учитель: Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Ответы учащихся: Молитва. Учитель: Правильно! (Слайд №4) Учитель: Тема сегодняшнего урока «Молитва». Учитель: Какие цели вы будете достигать на уроке? Учитель: Итак, на уроке мы ставим следующие цели. (Слайд №5). 1) Разучивать песню - молитву. 2) Научиться чувствовать в музыке отличительные особенности молитвы от обычной песни-заклички. 3) Различать разные виды икон. 4) Познакомиться с разными видами молитв и откуда взялись молитвы. 5) Познакомиться с разными религиями. 6)Совместно работать в паре, разгадывать кроссворд. Учитель: Сегодня на уроке мы будем учиться различать молитву от песни, узнавать какая бывает молитва и послушать и спеть музыкальные произведения. Эпиграфом нашего урока служат слова И. Никитин «Молись, дитя, мужай с годами, И пусть на склоне долгих лет, Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на белый свет…» ( Слайд №6). Учитель: Как вы понимаете этот эпиграф? Ответы учащихся. ( разные ответы…) Учитель: То есть оставаться и душой и телом чистыми, добрыми…. Повторение материала предыдущего урока: Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучали тему русских народных инструментов. Как вы думаете, необходимы ли р.н. инструменты в молитве? Ответы учащихся. (разные..) Учитель: А если мы, например, под молитву будем аккомпанировать на гитаре? Ответы учащихся (разные…) Учитель: Я предлагаю вам послушать католическую молитву о Богородице и определить по карточкам эмоциональных терминов, какая она по характеру. ( Слайд №7) После прослушивания. Ответы учащихся (разные…) Учитель: Какая прозвучала молитва? Вокальная или инструментальная? А о ком эта молитва? Ответы учащихся (разные…) Учитель: Правильно, в католическом храме в песнопении молитва звучит под музыкальные инструменты, ( орган, гитара и тд..) а в православном песнопении молитву исполняют голосом или хором. ( Слайд №8) Учитель: Мы различаем следующие религии: Христианство, Ислам, Буддизм. ( Слайд №9) Учитель: Ребята, как вы думаете , что главное в молитве? Ответы учащихся (разные…) Учитель: Главное в молитве – СЛОВО. Слово в православии – это дар Божий. Сегодня мы посмотрим на священный дар слова, на молитву глазами православного человека. Заглянем в историю. Откуда же появились молитвы? Рассказ учителя: Когда то люди, столкнувшись с грозными для них явлениями природы, обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию и т.д. ( Слайд №10) дали имена своим богам и стали их «закликать» – появились «заклички», в закличке выражалась просьба: не гневись, смилостивись, пошли урожай, добрую охоту. В десятом веке у славян произошло событие - Крещение Руси. ( Слайд №11) Для нового Бога не нужно было придумывать молитвы: они вместе с верой пришли к славянам из Византии и Болгарии. Главное отличие песни - заклички от молитвы, заключалось в следующем: закличка – это экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к единственному истинному Богу. | Знакомство учащихся с содержанием учебного материала для работы на уроке. Актуализация знаний учащихся. Учащиеся отвечают на вопросы, дают правильные ответы. Учащиеся раскрывают название темы урока с помощью учителя Учащиеся слушают Стихотворение.(Эпиграф) слушают музыку. Учащиеся пользуются словарём эмоциональных терминов. Принимают учебную задачу. Отвечают на вопросы. | Познавательные: Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока). Регулятивные: определяют тему учебной деятельности. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися сверстниками. Регулятивные: определяют тему, цель учебной деятельности. Познавательные: Объяснительно-иллюстративные (картины, примеры по теме урока). Личностные: Понимают значение знаний для человека, приобретают мотивацию процесса становления художественно- творческих навыков. Личностные: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку. Регулятивные: Осмысливают учебный материал. Коммуникативные: Участвуют в учебном диалоге. Образно-логические- анализ прослушанного музыкального произведения. Увиденного, изученного материала. Коммуникативные: Излагают своё мнение, корректируют своё мнение, соблюдают нормы коллективного общения. |
4.Первичная проверка понимания изученного. (построение урока в беседе, знакомства с материалом урока). 5.Физминутка 6.Применение знаний и способов действий. (Построение работы на уроке в парах). Слушание П.И.Чайковский «Утренняя молитва» «В церкви 7.Построение Проекта выхода из затруднения. Практическая работа: Вокально-хоровая Работа. 8. Включение в систему знаний и Повторений. 9. Итог урока 10.Рефлексия учебной деятельности 11.Музыкальное прощание. | О чем может человек разговаривать с Богом ? Человек обычно в молитвах благодарит Бога, просит у Него что-то важное для человека и так же просит прощения у Бога за грехи свои, если обидел кого-то, пожадничал, возгордился и т.д. Учитель: А сейчас физкультминутка. - На раз подняться, потянуться, -На два, согнуться, разогнуться -На три, в ладошки три хлопка и головою три кивка. -А на четыре руки вверх, и ими быстро помахать -На пять, нам солнце показать. -На шесть, за парты тихо сесть. Учитель. Итак, мы с вами различаем молитвы: Благодарственная молитва. Просительная молитва. Покаянная молитва. ( Слайд №12) Учитель: послушайте стихотворение М.Ю. Лермонтова. В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть, Одну молитву чудную Твержу я наизусть… С души как бремя скатится, Сомненье далеко – И верится, и плачется, И так легко, легко… Учитель: Ребята, как вы думаете, как называется стихотворение? ( Слайд №13) Ответы учащихся (разные…) Учитель: Правильно. Молитва. Учитель: Сегодня я предлагаю послушать музыку русского композитора. Послушайте: «Когда молюсь от сердца, Господь мою молитву слышит. Молитва наша есть сестра, она, как свет, нам душу освещает». Эти строчки написал на французском языке, Петр Ильич Чайковский? (Слайд №14) Ему было тогда 11 лет. – Почти ровесник вам. А с чего начинается ваш день Ответы учащихся ( завтрак) А вот у детей того времени день начинался с молитвы. И подтверждением тому служит «Детский альбом» Петра Ильича Чайковского (День из жизни ребенка). Начинается он вот такой пьесой. Учитель: Ребята, как бы вы назвали эту музыкальную пьесу? Звучит пьеса «Утренняя молитва». (Слайд №15) Ответы учащихся. (Слайд №16) Как услышали, что молитва, ведь нет слов? В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошёл благополучно. В пьесе есть интонация молитвенных песнопений и главное – молитвенное настроение свет, возвышенность. Звучит музыка проникновенно, светло, по-доброму. В последней фразе появляется тревожный звон в низком регистре, как бы предупреждает о возможной тревоге. Так что будь готов и к трудностям. Это по-вашему благодарение, покаяние, величание или тихая просьба-обращение? Ответы учащихся. (просьба-обращение, благодарение, предупреждение) А заканчивается «Детский альбом» вот такой пьесой. Это тоже молитва, но похожа ли она с утренней. (Звучит пьеса «В церкви» Дети сравнивают). – Здесь более строгое звучание, сосредоточенное, даже покаянное. В фортепианном изложении словно целый хор поет самую краткую,н о значимую молитву «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, помилуй мя.» – Это домашняя молитва? -Это, церковная, она больше похожа на покаянную, её можно назвать повседневной. Интересно, что П. Чайковский использовал для этой пьесы мелодию настоящей молитвы, которую поют в церкви. Поэтому музыка звучит серьёзно и строго, совсем не по-детски. Учитель: ( вспомним правила пения: во время пения следите за дыханием, слушайте друг друга; создавайте настроение и характер песни, о чём в ней поется) Учитель: Послушайте песню которую мы будем разучивать. Разучивание песни-молитвы «Песенка ангелов» ( Слайд №17) ( Подробный самоонализ). Самостоятельная работа: Отгадайте кроссворд( Слайд №18) 1) Как называется святое помещение для молитв у мусульман? ( Мечеть) 2)Как называют общество людей христиан ? ( Церковь) 3) Как называется песня - экспромт, сиюминутная просьба, чаще всего бытовая? (закличка) 4) Как называется образ святого, перед которым молятся? (Икона) 5) Назовите религию, где молитвы поют и аккомпанируют на музыкальном инструменте? ( Католицизм) 6 Назовите религию христиан? (Православие) 7) Как называется святое помещение для молитвы и для души? ( Храм). Учитель: Что у нас получилось? Ответы учащихся: Слово «Молитва». Учитель: Молодцы! Учитель: Давайте вместе вспомним название урока… Учащиеся отвечают. Учитель : Мы с вами слушали и исполняли молитвы, слушали музыку П.И.Чайковского. Узнали историю молитв, откуда они взялись. - Что такое молитва, для чего нужна? - Молитва имеет разное значение. Какие ? (молитву можно спеть, вложить душу в мелодическую интонацию.) – Что нового сейчас вы узнали о Чайковском? (наверное, он был верующим человеком и знал православные традиции.) Молитва укрепляла людей в самые трудные времена. Великие русские князья не шли на битву без молитвы, а после победы воздавали хвалу Господу. Мы убедились на множестве примеров в том, что молитва прочно вошла в русскую культуру. Этот жанр получил развитие в отечественной литературе, музыке, в произведениях великих писателей, поэтов, композиторов. Учитель: Мы подводим итог нашего урока. Учитель: Определим, какими видами деятельности занимались на уроке ( Слайд № 19). Вопросы: - Какая была тема урока? - Чему научились на уроке? - Что понравилось на уроке? - Что было интересно выполнять на уроке? - Достигнута ли Вами цель урока? Какая? - Что запомнилось больше всего? - Всё ли Вам удавалось легко? Учитель: Сделаем вывод по теме нашего урока: Молитва остается вершиной православного слова, несущего человеку нравственную чистоту, духовную силу. Эпиграфом нашего урока служили слова И. Никитина. Учитель: Прощаемся по - музыкальному: - Прозвенел звонок! - Кончился урок! –До свидания ребята! - До свидания учитель! (выход из класса) (Слайд №20). | Слушают. Выполняют упр. Учащиеся выполняют разные физические упражнения. Организация учащихся к изучаемому материалу Слушают. Анализируют. Отвечают на вопросы. Учащиеся выполняют практическую работу коллективно, в парах. Учащиеся настраиваются на вокальное исполнение песни Учащиеся исполняют песню коллективно. Выполняют задания. (интонируют закрытым ртом под мелодию песни) Учащиеся высказывают свои мнения Исполнение попевки учащимися «музыкальное прощание» с учителем. | Познавательные: анализ, сравнение. Регулятивные: Оценивают степень достижения задания. Коммуникативные: Соблюдают нормы общения при работе в парах Личностные: инициатива, самоопределение, выражение своего эмоционального отношения к музыкальным образам в слове, пении. Личностные: проявляют коллективную и личную ответственность. Личностные: Инициатива, самоопределение. Метод: Частично-поисковый, Исследовательский. Коммуникативные: Сотрудничество в поиске лучшего исполнения песни. Познавательные: Логические-характеристика произведения и его обоснование; Личностные: самоопределение. Познавательные: Воспроизводить знания в устной форме. Регулятивные: актуализация правил исполнения вокальных произведений. Личностные: самооценка отношения к молитве. Нравственно-эстетическое оценивание. Регулятивные: делают вывод своих ответов. Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге. Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли, корректировать свои ответы. Познавательные: Различают характер Каждой разновидности молитвы и музыкальных произведений. Познавательные: Проводят рефлексию своих знаний. Регулятивные: самооценка своей деятельности. Личностные: смыслообразование Личностные: проявляют коллективную и личную ответственность. |