Объектом сегодняшнего рассмотрения на «Уроках музыки» станет
бессмертное творение немецкого композитора Людвига ван Бетховена —
Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, опус 27, № 2 («Лунная») —
музыкальное произведение, написанное 1800-1801 годах. «Лунной» первую
часть сонаты(Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб
в 1832 году, уже после смерти автора — он сравнил это произведение с
«лунным светом над Фир-вальд-штетским озером».
Соната посвящена 17-летней графине Джульетте Гвиччарди, которой
Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Он тогда жил в имении своих
друзей Брунсвиков в венгерском местечке Коромпа. Композитор был влюблен в
юную графиню и хотел на ней жениться.
«Перемена, происшедшая во мне теперь, вызвана милой чудесной
девушкой, которая любит меня и любима мною»,— писал Бетховен Францу
Вегелеру 16 ноября 1801 года.
Бетховен не брал денег за уроки, благодарная Джульетта вышивала ему
рубахи, гуляла с ним по лесам и горам. Но… Джульетта, провинциальная
пустышка-кокетка, отдала предпочтение композитору Венцелю Галенбергу и, в
итоге, вышла за него замуж. Через полгода после написания сонаты, 6
октября 1802 года, Бетховен в отчаянии пишет «хайлигенштадтское
завещание». Некоторые бетховеноведы считают, что именно графине
Гвиччарди композитор адресовал письмо, известное как письмо «к
бессмертной возлюбленной». Оно было обнаружено после смерти Бетховена в
потайном ящике его гардероба. Бетховен хранил миниатюрный портрет
Джульетты вместе с этим письмом и «хайлигенштадтским завещанием». Тоска
неразделенной любви, мука потери слуха — всё это выразил композитор в
«Лунной» сонате.
«Иллюзия длилась недолго, и уже в сонате видно больше страдания и
гнева, чем любви», — это высказывание принадлежит Ромен у Роллану.
А вот мнение известного музыканта и критика Александра Серова:
«Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень
естественно обратился в мавзолей. Для такого человека, как Бетховен,
любовь не могла быть ничем другим, как надеждою загробною и скорбью,
душевным трауром здесь на земле».
Соната имеет подзаголовок «в духе фантазии» (итал. Quasi una
fantasia): Бетховен хотел подчеркнуть то, что её форма отличается от
классической сонатной формы.
Соната состоит из трех частей:
1-я часть. Adagio sostenuto. Соната начинается тем, что обычно
является средней частью сонатного цикла — медленной, сумрачной, довольно
скорбной музыкой. Критик Александр Серов находит в первой части сонаты
выражение «смертельного уныния». Эта часть состоит из трех необычайно
выразительных и очень ясно различимых музыкальных элементов:
Вот как характеризует первую часть сонаты Александр Борисович
Гольденвейзер, профессор Московской консерватории с 1906 по 1961 год,
видный пианист, искусствовед, народный артист СССР:
«Спокойное движение как бы хоральных аккордов, определяемое движением
басовых октав; гармоническая триольная фигурация, с неумолимостью
проходящая через всю часть, — сравнительно редкий у Бетховена пример
выдержанного через все сочинение однообразного ритмического движения,
так часто встречающегося у Баха, и, наконец, скорбный малоподвижный
мелодический голос, ритмически почти совпадающий с линией баса.
Соединяясь в одно гармоническое целое, каждый из этих элементов живёт
самостоятельной жизнью, образуя непрерывную живую декламационную линию, а
не «подыгрывая» только свою партию к ведущему голосу.»
Первую часть сонаты мы послушаем в исполнении американской пианистки
украинского происхождения Валентины Лисицы. Вот что о ней пишут критики:
«Своим исполнением она дотрагивается до глубины сердца, ее игра может
растопить лед». Запись сделана в Бетховен-зале, в немецком городе
Ганновере в декабре 2009 года. Валентина концертирует на самых
разнообразных сценах, но предпочтение отдает залам с историей, где
выступали великие предшественники.
2. Allegretto — вторая часть сонаты.
Вот что пишет Генрих Нейгауз об Аллегретто – второй части сонаты — в своей работе «Об искусстве фортепианной игры»:
«Утешительное» настроение второй части у недостаточно чутких учеников
легко переходит в увеселительное скерцандо, в корне противоречащее
смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую
трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо
Листа об этом аллегретто: «Это цветок между двух пропастей», и стараюсь
ему доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно точно
передает не только дух, но и форму сочинения, ибо первые такты мелодии
напоминают поневоле раскрывающуюся чашечку цветка, а последующие —
свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что я никогда не
«иллюстрирую» музыку, то есть в данном случае я не говорю, что эта
музыка есть цветок, — я говорю, что она может вызвать духовное,
зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать
воображению образ цветка».
И еще — высказывание Александра Серова:
«Позабываю сказать, что в этой сонате есть ещё скерцо. Нельзя не
удивляться, как тут замешалось это скерцо, не имеющее никакого отношения
ни к предыдущему, ни к последующему. «Это цветок между двух пропастей»,
сказал Лист. Пожалуй! Но такое место, я полагаю, не слишком эффектно
для цветка, так что с этой стороны метафора господина Листа, может быть,
и не лишена верности.»
Вторую часть 14-й сонаты Бетховена исполняет Евгений Кисин. В
Лос-Анджелесе, в феврале 2010 года на 48-й церемонии вручения
музыкальной премий «Грэмми», российскому пианисту Евгению Кисину была
присуждена награда в области классической музыки. Он стал обладателем
«Грэмми» в категории «Лучшее классическое сольное исполнение на
музыкальном инструменте». К слову, премии «Грэмми» ежегодно присуждаются
Национальной академией искусства и техники звукозаписи США, которая
объединяет 20 тыс. представителей мира музыки.
…И еще несколько слов о пианисте, которого мы сейчас слушали. В одном
из своих интервью на вопрос, какую литературу он сейчас читает, Евгений
Кисин ответил:
« Дневники Святослава Рихтера. Это необыкновенная книга. В течение
четверти века, в последний период жизни, он записывал свои впечатления о
многих концертах и прослушанных записях. Мысли Рихтера узнаешь от
первого лица, а не в чьем-то пересказе. В конце книги приведены данные о
количестве сыгранных им концертов, о том, в каких городах и странах
мира он играл. Меня поразил полный репертуар Рихтера, составивший
колоссальную цифру — 903 произведения!»
Говорят, что Святослав Теофилович Рихтер, послушав игру 12-летнего Жени Кисина, сказал: «Учить этого мальчика нечему».
А вот как Евгений Кисин, прославленный с молодости пианист,
прокомментировал строки Евгения Евтушенко: «Я знаю, что такое слава. /
Она — ошейник из цветов».
« Абсолютно согласен с поэтом, кое-что знаю по себе. Во-первых, слава
в большой степени лишает человека свободы: чем больше человек известен,
тем менее свободным он становится. Во-вторых, слава накладывает на тебя
огромную ответственность.»
Переходим к третьей части сонаты — Presto agitato. И вновь обратимся к высказыванию Ромена Ролана:
«Внезапное адажио… пиано… Человек, доведенный до крайности, умолкает,
дыхание пресеклось. И когда через минуту дыхание оживает и человек
поднимается, кончены тщетные усилия, рыдания, буйства. Все сказано, душа
опустошена. В последних тактах остается только величественная сила,
покоряющая, укрощающая, принимающая поток».
(музыка)
Третью часть сонаты исполнит Марк Салман. Видео – из серии «Бетховен и его 32 фортепианные сонаты. Мир музыки. Часть 1-я»
Говоря о непревзойденном таланте Бетховена, его плодовитости, нельзя
обойти стороной его трудолюбие. Вот его распорядок дня, описанный его
преданным слугой:
«Встает в половине шестого утра, шумно принимается за работу,
напевая, грохоча, чертыхаясь, отбивая такт руками и ногами. В половине
первого обедает, до трех пишет музыку и снова гуляет по позднего
вечера».
Творчество величайшего композитора мира вдохновило не одно поколение
исполнителей и оранжировщиков. В интернете я случайно обнаружил
интерпретацию, сделанную известным рок-гитаристом Виктором Зинчуком,
которую он сопроводил таким комментарием:
«Этот клип был сделан мною спонтанно…. После смерти моей мамы… Отсюда
– мрачные картинки… Но… жизнь продолжается, поэтому в конце некоторое
просветление… Но…я не претендую на профи…Это просто сиюсекундное
состояние души».
Итак, фрагмент клипа Виктора Зинчука
И в заключении нашей передачи – еще одна довольно неожиданная
аранжировка «Лунной» сонаты. Первые упоминания об игре на этом
инструменте – «стеклянной арфе», а еще его называют «кристаллофон» —
датируются 12 веком в Китае, 14 в Персии и 15 в Египте. И только с
середины 18 века появились профессиональные исполнители. Бенжамин
Франклин, известный нам по своему портрету на 10-долларовой банкноте, в
1761 году создал свой собственный инструмент «стеклянную гармонику» —
хроматический инструмент из 24-х или 36-ти бокалов, диапазоном в 2-3
октавы. Кстати, партию стеклянной арфы можно найти и в симфониях
Моцарта, в концертах «Пинк Флойд», и в музыке Бориса Гребенщикова.
Запись эта была сделана в 2009 году, исполнитель – Роберт Тисо.
(музыка)
И завершить сегодняшнюю передачу я хочу ёмкими словами Людвига ван Бетховена6
«Музыка должна высекать огонь из души человека»
Думаю, композитор, как никто лаконично и точно охарактеризовал свое гениальное наследие. |