В эфире очередной выпуск «Уроков музыки», с которого мы начинаем
цикл передач, посвященных творчеству Иоганна Себастьяна Баха. Бах
родился 31 марта 1685 года в Эйзенахе, маленьком городке живописной
Тюрингии. Он с детства гордился тем, что принадлежал к знаменитому
музыкальному роду. Музыкантами были его прадед, дед, отец, братья отца,
их дети, а также родные братья Иоганна Себастьяна. Впоследствии его
собственные сыновья также стали выдающимися музыкантами. К
жизнеописанию и творческому пути Баха мы еще вернемся, а сейчас –
несколько слов о произведении композитора, которое мы сегодня слушаем.
Это – Ария и 30 вариаций для клавира, или как их еще называют
«Гольдберг-Вариациями». Они были опубликованы в 1741 году как 4-я часть
серии, озаглавленную композитором как «Упражнения для клавира». Бытует
такая версия (кто-то в нее верит, а иные считают ее выдуманной), что
вариации были написаны Бахом по заказу российского посланника в Саксонии
Германа Карла фон Кейзерлинга, который был покровителем композитора. А у
Кейзерлинга был личный пианист – юный виртуоз Иоганн Готлиб Гольдберг. В
первой биографии Баха (она увидела свет в 1802 году) Иоганн Николаус
Форкель изложил такую версию: эти вариации были написаны для ночного
музицирования в спальне русского дипломата, поскольку тот страдал от
бессонницы. Также принято считать, что юный виртуоз Гольдберг в конце
1730-х годов учился у Баха (документально это не подтверждены, но уж
больно схожи ранние кантаты Гольдберга с Баховскими композициями). А
позже Гольдберг учился у старшего сына Баха Вильгельма Фридемана. Но
умер Гольдберг совсем юным – в 29 лет.
В 17 и 18 веках по всей Тюрингии расселилось такое множество
органистов, композиторов, скрипачей, флейтистов, капельмейстеров,
трубачей из семейства Бахов, что само слово «Бах» было едва ли не
синонимом слова «музыкант». В фамильной хронике Бахов насчитывается
более 50-ти человек оказавших влияние на развитие немецкой музыки. К
традиционной для мужской линии семейства Бахов профессии музыканта
Иоганна Себастьяна готовили с ранних лет. Первым учителем был его
отец-скрипач, пел он также в школьном хоре.
В 9 лет Бах становится круглым сиротой, и его берет на воспитание
старший брат – Иоганн Кристоф, который был учеником великого Пахельбеля и
работал органистом и школьным учителем в Ордруфе. Для пытливого юного
гения сухие ремесленные уроки старшего брата были пыткой. Уже в
10-летнем возрасте он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в
шкафу хранится тетрадь с произведениями великих композиторов, мальчик по
ночам доставал ее и переписывал ноты при лунном свете. 6 месяцев
длилась эта утомительная работа, сильно повредившая зрение будущего
композитора. Но однажды брат застал его за этим занятием и к великому
огорчению отобрал уже переписанные ноты. В 15-летнем возрасте Бах
покидает брата и переезжает в Люнебург. Прекрасный голос, владение игрой
на скрипке, органе, клавесине помогли поступить ему в хор «Избранных
певчих». Он прилежно учится и с отличием оканчивает школу, получает
диплом, который давал право продолжить учебу в университете. Но Бах не
смог этим воспользоваться, так как вынужден был самостоятельно
обеспечивать свою жизнь. О великой тяге Баха к познанию нового,
самосовершенствованию говорит такой факт. В то время во всех странах
Западной Европы – от Испании до Польши – были замечательные исполнители и
композиторы органной музыки. О гениальном композиторе и
виртуозе-импровизаторе, органисте собора святого Петра в Риме Джироламо
Фрескобальди говорили, что перевернутыми руками он играет лучше, чем его
собратья при обыкновенном положении рук. Но славу его оспаривали
немецкие органисты, и особенно Дитрих Букстехуде. Он ввел в Любеке
«Музыкальные вечера» — ежегодные циклы органных концертов в церкви,
привлекавшие слушателей из других городов. Слава его была столь велика,
что молодой Бах, служивший тогда органистом в Арнштадте, прошел пешком
пол-Германии, чтобы послушать игру чудесного любекского музыканта.
Очарованный искусством Букстехуде, Себастьян Бах просрочил отпуск и
вместо 28-ми дней оставался в Любеке несколько месяцев.
Жизнь Иоганна Себастьяна Баха протекала нелегко – от самых ранних лет
сиротской юности до зрелых лет и старости. Обременительная служба в
церквях Эйзенаха, Ордруфа, Люнебурга (захолустных городках Германии). В
феодальном обществе положение музыканта было унизительным. Композитор
служил при княжеском дворе или церкви. С ним обращались как с лакеем или
церковной служкой. Вся жизнь Баха прошла в постоянных столкновениях с
церковными чиновниками и придворной администрацией. С 1723 года да самой
смерти на протяжении 27-ми лет он состоял кантором церкви святого Фомы в
Лейпциге. В его обязанности входило руководство хором, игра на органе,
обучение школьников пению и игре на музыкальных инструментах,
обслуживание похорон и свадеб, сочинение музыки. Гениальный художник,
творческая натура огромной мощи, он был обременен мелочными служебными
делами в церкви и школе, испытывал материальные лишения, получал
выговоры от тупого начальства. Умер он в бедности, оставив семью без
средств, которая жила потом лишь милостыней. Но чем труднее становилась
служба и жизнь Баха, тем сильнее, несокрушимее была его вера в мощь
искусства и человеческого разума. Именно это сделало музыку Баха всегда
живой и нетленной.
И еще немного отвлеченной, но, на мой взгляд, любопытной информации о
произведении, которое мы сегодня слушаем. Помните роман Тоиаса Харриса
«Молчание ягнят»? Так вот, герой романа Ганнибал Лектер совершил побег
из тюрьмы в Мемфисе именно под «Гольдберг-вариации» Баха, и именно в
исполнении ГленнаГульда. В следующей части трилогии – «Ганнибал» —
доктор Лектер наигрывает «Вариации» в своем доме в палаццо Капони во
Флоренции. Или возьмем «Коллекционера» Лжона Фаулза, глава «31 октября»:
«Ох, эта музыка. Вариации Гольдберга. Там есть одна мелодия, в самом
конце, в очень медленном темпе, очень простая и печальная, но такая
щемяще прекрасная – невозможно передать ни словом, ни рисунком, ничем
иным, только самой музыкой. Такой удивительно красивой в лунном свете.
Лунная музыка, светлая, далекая возвышающая».
Бах создавал произведения для клавесина, выразительное исполнение
которых превышало художественные средства этого инструмента.
Исследователь творчества Иоганна Себастьяна Баха, эльзасский музыковед
Альберт Швейцер пришел к такому выводу: «В сущности все произведения
Баха созданы для идеального инструмента, заимствующего от клавишных
инструментов возможности полифонической игры, а от струнных все
преимущества в извлечении звука». И не случайно среди разносторонних
заслуг Баха можно отметить его деятельность в качестве изобретателя
музыкальных инструментов. По его идее и заказу был изготовлен так
называемый лютневый клавесин, звук которого длился несколько дольше, чем
на обычном клавесине. Он же усовершенствовал орган и изобрел смычковую
«виолу помпоза».
Тонкие, искушенные музыканты по праву называют «Гольдберг-вариции»
одним из центральных произведений композитора, энциклопедией баховского
стиля. Мало того, они слышат в этом произведении – предвестнике музыки
последующих эпох – черты Гайдна, Шумана, Шопена, Бетховена. Стоит
вспомнить, что и современные джазовые музыканты считают Баха «духовным
отцом джаза». В этом произведении композитор действительно выступил
пророком, он в нотах предначертал музыку грядущего на много веков
вперед. За всю свою жизнь Бах написал более 1000 произведений, он
обобщил достижения музыкального искусства периода барокко и стал
непревзойденным мастером барокко. Без преувеличения, Бах создал основы
всей музыки Нового и Новейшего времени – история музыки обоснованно
делится на добаховскую и послебаховскую эпохи. На этом мы завершаем нашу
программу. Впереди нас ждут еще несколько встреч с творчеством Баха в
«Уроках музыки». Всего вам доброго. |