Очередной выпуск программы «Уроки музыки» мы вновь посвящаем
творчеству Вольфганга Амадея Моцарта, представителя венской
классической школы 18 века, которая в его лице нашла свое высшее
выражение. Эпоха Просвещения обрела свой Олимп музыкального развития
именно в творчестве венских классиков – Гайдна, Моцарта, Глюка. Музыку
венских классиков роднят с античным искусством общие эстетические и
этические черты: глубина и жизненность идей, возвышенность и
уравновешенность образов, стройность и ясность формы, естественность и
простота выражения. Идеологи Просвещения в гармонии и красоте искусства
Эллады видели художественного отображение свободного и гармоничного
человеческого мира. Моцарт – музыкальная энциклопедия эпохи Просвещения,
поражающая своей многогранностью. За свою короткую жизнь (неполные 36
лет) он создал более 600 произведений.
Тематический каталог сочинений Моцарта, составленный Кёхелем(он был
издан в Лейпциге в 1862), представляет том в 550 страниц. По исчислению
Кёхеля, Моцарт написал 68 духовных произведений (мессы, оратории, гимны и
пр.), 23 произведения для театра, 22 сонаты для клавесина, 45 сонат и
вариаций для скрипки и клавесина, 32 струнных квартета, около 50
симфоний, 55 концертов и пр., в общей сложности 626 произведений.
Лаконично и точно охарактеризовал творчество Моцарта Пушкин в
маленькой трагедии «Моцарт и Сальери»: «Какая глубина! Какая смелость и
какая стройность!».
Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Сегодня мы больше внимания уделим камерно-инструментальному
творчеству композитора, и открывает нашу музыкальную часть программы
фрагмент популярнейшей «Маленькой ночной серенады» в исполнении квинтета
«Арабеска»
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Время жизни Моцарта совпало с пробуждением в Европе огромного
интереса к духовно-мистическим учениям. В относительно спокойный период
середины ХVIII века наряду со стремлением к просвещению, поисками
интеллектуального и общественно-образовательного порядка (французское
просвещение, энциклопедисты) возникает интерес к эзотерическим учениям
древности.
14 декабря 1784 года Моцарт вступил в Масонский орден, а к 1785 году
уже был инициирован в степень Мастера-Масона. То же самое происходило в
дальнейшем с Иозефом Гайдном и Леопольдом Моцартом (отцом композитора),
который пришёл к градусу Мастера за 16 дней с момента вступления в ложу.
Eсть несколько версий присоединения Моцарта к масонскому братству. По
одной из них, поручителем при поступлении в венскую ложу под названием
«Во имя благотворительности» был его друг и в будущем либреттист
«Волшебной флейты» Эммануэль Шиканедер. В дальнейшем по рекомендации
самого Моцарта в ту же ложу был принят и отец Вольфганга — Леопольд
Моцарт (в 1787 году).
Став Мастером-Масоном, Моцарт в течение короткого времени создал
немало музыки, предназначенной непосредственно для работы в ложе. Как
указывает Альберт Эйнштейн:
«Моцарт был страстным, убеждённым масоном, совсем не таким как Гайдн,
который, хотя таковым и числился, с того момента, как его приняли в
братство „свободных каменщиков", ни разу не участвовал в деятельности
ложи и не написал ни одной масонской вещи. Моцарт же не только оставил
нам ряд значительных произведений, написанных специально для масонских
обрядов и торжеств, — самая мысль о масонстве пронизывает его
творчество».
Музыковеды отмечают характерные признаки этих произведений: «простой,
несколько гимнический склад, аккордовостьтрехголосия, несколько
риторический общий характер».
Среди них такие сочинения, как:«Погребальная масонская музыка»,
Адажио для ансамбля духовых инструментов (использовалось для
сопровождения ритуальных масонских процессий); Адажио для 2-х кларнетов и
3-х валторн (для вступления в ложу братьев ложи); Адажио и Рондо для
флейты, гобоя, виолончели и челесты и другие.
Наиболее насыщена взглядами, идеями и символами масонства опера
«Волшебная флейта» (1791), либретто к которой написал масон Эммануэль
Шиканедер.
В символике оперы явно прослеживается декларация основных масонских
принципов. И в первом и во втором актах оперы есть явные переклички с
масонскими символами обозначающими: жизнь и смерть, мысль и действие. В
сюжет вплетены массовые сцены, буквально демонстрирующие масонские
ритуалы.
Как пишет музыковед Тамар Николаевна Ливанова, доктор
искусствоведения, профессор Московской консерватории и Института имени
Гнесиных,
«Моцарт даже приблизил эпизоды, связанные с образомЗарастро, к
музыкальному стилю своих масонских песен и хоров. Не видеть во всей
фантастике „Волшебной флейты" прежде всего масонскую проповедь — значит
не понимать многообразия моцартовского искусства, его непосредственной
искренности, его остроумия, чуждого всякой дидактике».
Основной тональностью оркестровой увертюры является тональность ми
бемоль мажор. Три бемоля в ключе – это символы добродетели, благородства
и покоя. Эта тональность использовалась Моцартом нередко и в масонских
композициях, и в поздних симфониях, и в камерной музыке, о которой у нас
сегодня идет речь.
Но, справедливости ради,отметим, что существуют также иные точки
зрения на взаимоотношения Моцарта и масонства. В 1861 году была
опубликована книга немецкого поэта Г. Ф. Даумера, сторонника теории
масонского заговора, который полагал, что изображение масонов в
«Волшебной флейте» является попросту карикатурой.
Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Леонард Бернстайн, американский пианист и дирижер, в особом
представлении не нуждается. (К слову, его родители – выходцы украинского
города Ровно).Бернстайн – единственный дирижер, который дважды записал
полный цикл симфоний Густава Малера, полный цикл симфоний Чайковского,
особенно ценны его записи Гайдна и Моцарта. Звучит фортепианный концерт №
17 соль мажор, солист и дирижер – Леонард Бернстайн.
Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Перу Моцарта принадлежит огромное множество произведений во ВСЕХ
жанрах инструментальной музыки.Симфонии, серенады, дивертисменты,
струнные дуэты, трио, квартеты, квинтеты, фортепианные трио, ансамбли с
участием духовых инструментов, скрипичные и фортепианные сонаты,
фантазии, вариации, рондо, произведения для фортепиано в 4 руки и двух
фортепиано, концерты с сопровождением оркестра для различных
инструментов (фортепиано, скрипки, флейты, кларнета, валторны, флейты и
арфы).
Хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Фрагмент одного из таких концертов исполняют флейтист Патрик
Галлоиз и исполнитель на арфе Пьер Фабрис. За дирижерским пультом Сэр
Невилл Марринер, английский скрипач и дирижер. Удивительная судьба этого
88-летнего музыканта. Он выступал с Лондонским филармоническим
оркестром, работал с Тосканини, Караяном, руководил оркестрами
Лос-Анжелеса, Минессоты, Штудгарского радио, в рыцарское достоинство
возведен в 1985 году. И несколько слов об оркестре –
«ОкестрделлаСвицерияИтальяно» («Оркестр Итальянской Швейцарии»). Этот
коллектив был основан в 1933 году в швейцарском городе Лугано. В
качестве дирижеров с ним выступали ПьетроМасканьи, АртюрОннегер, Пауль
Хиндемит, Рихард Штраус, Игорь Стравинский и многие другие выдающиеся
музыканты. Итак, звучит Моцарт, Концерт для флейты и арфы.
Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
А сейчас мы с вами перенесемся в Ватикан, в зал «Аула Паоло-6-й»,
что неподалеку от площади св. Петра, на празднование 80-летия папы
римского Бенедикта 16-того. Но прежде представлю вам солистку. Это
Хилари Хан, о которой говорят, что редко можно услышать столь точную и
математически выверенную игру на скрипке. Игру, пронизанную обузданными
эмоциями, которые полностью подчиняют инструмент. Это величайшее
мастерство в чистом виде! Это редчайший талант! Хилари родилась в 1979
году в штате Вирджиния, на скрипке начала играть за месяц до
четырёхлетия. Училась в Филадельфии у самого Яши Бродского. В 12 лет
дебютирует с оркестром Балтимора. Дважды лауреат премии Гремми. Хилари
Хан играет с Симфоническим оркестром Радио Штудгарта. За дирижерским
пультом венесуэльский дирижер Густаво Адольфо Дудамель Рамирес. Он
родился в 1981 году и сделал головокружительную карьеру.
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Звучит Концерт для скрипки с оркестром № 17 соль мажор, запись была сделана в Ватикане 16 апреля 2007 года.
Ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
«Мелодия Моцарта, — говорил Тургенев, — льется для меня совершенно
естественно, так, как льется какой-нибудь прекрасный ручей или
источник».
Другой писатель с мировым именем – Стендаль в проекте собственной
эпитафии просил, чтобы на его надгробной доске были помещены следующие
слова: «Эта душа обожала Моцарта, Чимарозу и Шекспира». |