В эфире «Уроки музыки». Сегодня мы с вами отправимся в Зальцбург, на
родину Вольфганга Амадея Моцарта. Здесь на протяжении года проходит
множество значимых музыкальных событий, и среди них – традиционный
Моцартовский фестиваль, которому будет посвящен нынешний выпуск «Уроков
музыки».
Но сначала давайте прогуляемся по Старому городу. Он, со своим
многообразием архитектурных стилей, благодаря строгим охранным
мероприятиям, является настоящей сокровищницей. В Зальцбурге множество
маленьких переулков. Самыми известными считаются ГетрАйдеГАссе(„Зерновой
переулок"),Юденгассе („Еврейский переулок"), Гольдгассе („Золотой
переулок"), Кэгассе („Набережный переулок"), а также Линцергассе
(„Линцевский переулок") и Штайнгассе („Каменный переулок"). На
ограниченном пространстве можно увидеть сооружения эпох Средневековья,
Романтизма, Ренессанса, Барокко, а также благородные дома буржуа периода
монархии в стиле Классицизма. Едва ли существует эпоха, которая ни
оставила бы в Зальцбурге своих архитектурных следов! Расположение города
идеально, Зальцбург лежит на обоих берегах реки Зальцах в том месте,
где она окружена двумя горами — Капуцинерберг и Мёнхсберг. Старый Город
находится на левом берегу реки, где 700 лет тому назад были основаны
монастырь и епископство.
Любители искусства называют Зальцбург «Золотым городом Высокого
Барокко». Для историков это — Северная Флоренция, ну а ценителям музыки
Зальцбург кажется, прежде всего, городом фестивалей, ведь в нём родился
Моцарт и здесь проводится знаменитый на весь мир Зальцбургский
фестиваль.
Зальцбургский Летний фестиваль, в значительной степени прославивший
город Зальцбург, является одним из изысканных музыкальных фестивалей в
мире: с самого начала этот фестиваль отличается высочайшим музыкальным
уровнем, искусством исполнителей мирового уровня и удачным сочетанием
традиции и новаторства.
А сейчас мы побываем на Гала-концерте фестиваля, который состоялся 30
июля 2006 года в год 250-летия со дня рождения Моцарта. В программу
вошли арии из опер «Дон Жуан», «Митридат, царь Понтийский», «Идоменей»,
«Милосердие Тита», «Так поступают все», а также Пражская
симфония.Концерт собрал самых ярких звезд современного оперного
небосклона. Анна Нетребко, Магдалена Кожена, ПатрисияПётибон, Екатерина
Сюрина, Рене Папе, Михаэль Шаде, Томас Хэмпсон. Звучит Увертюра к опере
«Дон Жуан» в исполнении Венского филармонического оркестра.
Задирижерским пультом — Дэниел Хардинг
Обратимся к истокам зарождения Моцартовского фестиваля.
Идея организовать в Зальцбурге фестиваль возникла в конце Первой
мировой войны. Режиссёр Макс Райнхард, начавший свою актерскую карьеру в
местном Земельном театре, озвучил в Вене 1917 году соответствующий
меморандум, а поэт Хуго фон Хофманншталь спустя два года в 1919
годусформировал и опубликовал программу фестиваль.
Днём рождения фестиваля считается 22-е августа 1920 года, когда на
Соборной площади зрители впервые увидели пьесу Хуго фон Хофманншталя
„Имярек" („Каждый человек") в постановке Макса Райнхарда. С 1921 году
помимо спектакля стали также проходить первые концерты, а в 1922 году
следующей музыкальной новинкой стала опера. Реконструкция школы верховой
езды в музыкальный театр (1926) и строительство Театрального комплекса
фестивальных залов (1925-27) позволили расширить репертуар фестиваля.
Вскоре после этого Зальцбург стал местом встречи самых лучших режиссёров
и дирижёров, актёров и певцов современности.
После присоединения Австрии к гитлеровской Германии характер
Зальцбургского Летнего фестиваля полностью изменился. Многие деятели
искусств, олицетворявшие фестиваль в последние годы, лишились права
выступать. Но уже с 1945 года проведение Летнего фестиваля возобновилось
во многом благодаря коллективаморкестра Венской оперы и Венского
филармонического оркестра. А в 1948 году на передний план вышел человек,
чьё имя до сегодняшнего времени тесно связано с Зальцбургским Летним
фестивалем – Герберт фон Караян.
26 июля 1960 года Герберт фон Караян торжественно открыл построенное
здание Большого фестивального зала с аудиторией более двух тысяч двухсот
зрителей. В репертуаре фестиваля, в первую очередь, исполнялись не
толькопроизведения Моцарта, а популярные оперы 19 века. Деятельность
Караяна до самой его смерти в 1989 году способствовала дальнейшему
приобретению Летнем фестивалем международного статуса.
А сейчас для вас поет народная артистка Росси, лауреат множества
престижнейших конкурсов вокалистов, сопрано Анна Нетребко. С 2006 года
живет в Вене (она приняла австрийское гражданство, сохранив российское).
Анна Нетребко, ария из оперы «Идоменей»
Жерар Мортье, работавший в Зальцбурге с 1990 по 2001 год,
модернизировал и осовременил фестивальный репертуар, вплоть до
провокационных эстетических методов, обращаясь к более молодым слоям
публики. Каждый фестиваль проходил под своим собственным девизом, идея
которого должна была отражаться во всём репертуаре. Заметно возросло
число премьерных постановок.
Другая модернизация, начиная с 2002 года, связана с именем нового
творческого лидера фестиваля ПетераРуцика. Оносуществил постановку цикла
из всех 22-х опер Моцарта. ВВпервые публике фестиваля он представил
австрийских композиторов — Корнгольда, Цемлинского и Шрекера, изгнанных и
запрещённых во время нацистского режима. Также Руцика требовал ставить
на сцене как можно больше премьер.
С 2007 года обязанности художественного руководителя Зальцбургского Летнего фестиваля выполняет Юрген Флимм.
Большой фестивальный зал театрального комплекса на улице
Хофштальгассе был возведен за 4 года и открыт в 1960 году. Это — одна из
самых впечатляющих театральных сцен Зальцбургского Летнего фестиваля.
Уникальные строительные работы начались в 1956 году со сноса около 55
тысяч кубометров конгломерата отвесного склона горы Мёнхсберг для
размещения огромного театрального комплекса. Впечатляют размеры Большого
фестивального зала – ширина его 100 метров! На торжественном открытии
зала 26 июля 1960 года была исполнена опера Рихарда Штрауса «Кавалер
роз» под управлением Герберта фон Караяна.
Интерьер Большого фестивального зала составляют многочисленные
произведения искусства. Пластические композиции „Театр" и „Музыка"
мрамора-каррара. 4больших креста на тему „DreamswiththeWrongSolutions"
(«Сны с неправильным решением») Роберта Лонго (голубой крест „Давление
на небо", красный крест „Огненные молитвы", золотой крест „Причитания в
общественном месте" и чёрный крест „Песни смирения"), а также
керамические пластики и настенная живопись.
А сейчас мы вновь возвращаемся на Гала-концерт фестиваля в годовщину
250-летия Моцарта. Увертюра к опере «Идоменей», Венский филармонический
оркестр, дирижерДэниелХардинг.
Мы продолжаем слушать прекрасную Музыку Моцарта и поражаться, какое
неповторимое сокровище — Старый город Зальцбурга! Те, кому
посчастливилось здесь побывать, наверняка обратил внимание на то, что
для избалованных местных жителей эти красоты стали почти что
каждодневной обыденной кулисой. Когда рядом с ними останавливаются гости
города, очарованные прекрасным зрелищем и звучат восторженные изречения
типа: „О жизни в таком удивительном городе можно только мечтать!», —
это иной раз приводит в смущение местного жителя, который редко сам
обращает внимание на эту красоту.
Один из райских уголков Европы в 1997 году был объявлен ЮНЕСКО „Мировым культурным наследием".
И вновь звучит музыка Моцарта в исполнении молодой российской певицы
Екатерины Сюриной, которая с начала этого века буквально ворвалась в мир
оперного искусства, покорив зрителей оперных залов Монте-Карло и
Берлина, Вены, Парижа и Лондона. Екатерина – лауреат международных
конкурсов вокалистов Е.Образцовой и конкурса имени Римского-Корсакова.
Звучит ария и оперы «Идоменей»
Вот и подошел к концу очередной выпуск «Уроков музыки». Надеюсь,
сегодняшнее путешествие в моцартовский Зальцбург подвинет вас воочию
полюбоваться его архитектурой и стать счастливым обладателем билета на
концерт традиционного Моцартовского фестиваля. До новых встреч в «Уроках
музыки»! |