7 знаменитых выпускников Московской консерватории
В 1866 году пианист Николай Рубинштейн и меценат Николай Трубецкой открыли в Москве консерваторию. Уже к концу XIX века она стала одним из главных музыкальных учебных заведений в России. К 155-летию Московской консерватории «Культура.РФ» рассказывает о ее знаменитых выпускниках — Сергее Рахманинове, Родионе Щедрине, Мстиславе Ростроповиче и других композиторах и музыкантах.
Сергей Рахманинов — обладатель Большой золотой медали.
Дед знаменитого композитора, Аркадий Рахманинов, был музыкантом. Он учился у пианиста Джона Филда, выступал с концертами в Москве и Петербурге, писал пьесы и романсы. Музыкой занималась и мать композитора, Любовь Бутакова.
Первые уроки музыки Сергею Рахманинову давали родственники. Затем его учила играть на фортепиано подруга матери, выпускница Санкт-Петербургской консерватории Анна Орнатская. Рахманинов писал: «Все мои детские воспоминания, хорошие и плохие, печальные и счастливые, так или иначе обязательно связаны с музыкой. Первые наказания, первые награды, которые радовали мою детскую душу, неизменно имели непосредственное отношение к музыке».
По рекомендации Орнатской будущий композитор поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории. Однако учился Рахманинов плохо, часто прогуливал занятия. Тогда родители отправили его в Москву — в частный пансион пианиста Николая Зверева. В то же время Рахманинов поступил в Московскую консерваторию, на младшее отделение. И там он занимался в классе Зверева. В воспоминаниях будущий композитор назвал своего педагога человеком «редкого ума и огромной доброты».
В 1888 году Сергей Рахманинов перешел на старшее отделение консерватории. Преподавали ему пианисты Александр Зилоти, Сергей Танеев и Антон Аренский. Как одного из самых талантливых студентов они представили Рахманинова Петру Чайковскому.
Еще во время учебы в консерватории Рахманинов стал известен среди московской публики. Он написал несколько романсов, Первый фортепианный концерт, а также Прелюдию до-диез минор из цикла «Пьесы-фантазии для фортепиано». Дипломной работой Рахманинова стала опера «Алеко» по поэме Александра Пушкина «Цыганы». Ее композитор создал всего за три недели.
Опера «Алеко» понравилась Петру Чайковскому, и он добился того, что ее поставили в Большом театре. А самому Рахманинову за отличную учебу сразу по двум специальностям — фортепиано и свободное сочинение — вручили Большую золотую медаль Московской консерватории.
Александр Скрябин: «лучший профессор Московской консерватории»
Александр Скрябин был сыном известной пианистки, выпускницы Санкт-Петербургской консерватории Любови Щетининой. Мать будущего композитора умерла, когда ему было два года. Музыкой с ним занималась тетя, Любовь Скрябина.
Еще Скрябина учили играть на фортепиано Сергей Танеев и Георгий Конюс. Педагоги отмечали врожденный талант будущего композитора. Уже в раннем детстве он мог без нот воспроизвести на фортепиано музыку, которую услышал. А в восемь лет Скрябин попытался написать свою первую оперу. Георгий Конюс вспоминал: «Все потребное для музыканта… жило в Скрябине самородочной жизнью, заготовлено было самой природой. Мне оставалось по большей части прикреплять теоретические этикетки (названия, термины и т. д.) к тому, что врожденно оказалось им уже усвоенным».
Почти все родственники Скрябина были военными. Поэтому вместо младшего отделения консерватории отец отдал его во 2-й Московский кадетский корпус. Однако будущий композитор продолжал брать частные уроки у Георгия Конюса и Сергея Танеева. Занимался он и у Николая Зверева.
В 1888 году, на последнем курсе кадетского корпуса, Александр Скрябин поступил в Московскую консерваторию сразу на две специальности: фортепиано и свободное сочинение. С одним из своих преподавателей, Антоном Аренским, будущий композитор поссорился. Скрябин не делал домашних заданий, много спорил с педагогом. На экзамене по дисциплине «канон и фуга» Аренский поставил Скрябину тройку. А вскоре его отчислили из класса Аренского за неуспеваемость.
Скрябин продолжил занятия у дирижера и пианиста Василия Сафронова по классу фортепиано. Консерваторию он закончил в 1892-м, в один год с Рахманиновым. За отличную учебу композитор получил Малую золотую медаль.
С 1898 года Александр Скрябин преподавал в Московской консерватории по классу фортепиано. Пианист и педагог Павел Кон вспоминал: «Скрябин пригласил меня к себе в класс выслушать его учениц, и я с большим удовольствием пробыл 4 часа, убедясь в том, что он солидный педагог и ведет свое дело с большим знанием и любовью. Я почти уверен, что он лучший профессор Московской консерватории».
Святослав Рихтер: «гениальный музыкант», которого исключили из консерватории
Заниматься музыкой Рихтер начал под руководством отца — пианиста, органиста и преподавателя Одесской консерватории. Уже в детстве Святослав сочинял собственные фортепианные пьесы и мечтал стать дирижером. Он выступал на «музыкальных четвергах» — домашних концертах профессора Одесской консерватории Бориса Тюнеева, посещал вместе с отцом оперу.
В музыкальную школу юноша не ходил, частные уроки ему не давали. Рихтер вспоминал: «Хотя отец был превосходный музыкант, я за все время взял у него не более десяти систематических уроков. В остальном был предоставлен самому себе. Правда, часто спрашивал его о том или ином новом для меня произведении. И получал ценные советы. Я был строптивый, не слушался, все пытался делать сам — в сущности, меня никто не учил».
В 19 лет Рихтер стал концертмейстером Одесского оперного театра. А в 1937 году он поехал в Москву — поступать в консерваторию.
Человек, не получивший музыкального образования, собирался поступать в консерваторию!.. Интересно было посмотреть на смельчака. И вот он пришел. Высокий, худощавый юноша, светловолосый, синеглазый, с живым, удивительно привлекательным лицом. Он сел за рояль, положил на клавиши большие, мягкие, нервные руки и заиграл. Играл он очень сдержанно, я бы сказал, даже подчеркнуто просто и строго. Его исполнение сразу захватило меня каким-то удивительным проникновением в музыку. Я шепнул своей ученице: «По-моему, он гениальный музыкант».
Рихтера приняли в класс фортепиано Генриха Нейгауза, но уже через несколько месяцев исключили. Он отказался изучать общеобразовательные предметы и даже не пришел на экзамены. По просьбе Нейгауза в том же году музыканта восстановили, и он вернулся на учебу. Однако диплом Рихтер получил только через десять лет. Учебу в Московской консерватории он постоянно прерывал: уже в начале 1940-х Рихтер стал известным пианистом и начал гастролировать по СССР.
Альфред Шнитке: студент, аспирант, преподаватель
Учиться музыке Альфред Шнитке начал в Вене, когда ему было уже 12 лет. Туда в 1946 году его отца — переводчика и журналиста Гарри Шнитке — отправили на работу в газету Österreichische Zeitung, которую издавали советские оккупационные власти. Занималась с будущим композитором его соседка Шарлотта Рубер. А еще Шнитке сам научился играть на аккордеоне и вскоре начал сочинять первые небольшие мелодии. Он говорил: «Если вспомнить первые мои попытки не то что сочинять, а скорее фантазировать (нот я тогда не знал), то это были какие-то неопределенные оркестровые представления. <…> И, кроме того, (никаких тогда у меня музыкальных инструментов не было) я помню, мне попалась какая-то губная гармошка, от которой я никак не мог оторваться, без конца импровизируя и чувствуя себя в раю».
В СССР семья Шнитке вернулась в 1948 году. Будущий композитор решил поступить в музыкальное училище. Однако Шнитке никуда не хотели брать из-за того, что он не учился в музыкальной школе. Помог знакомый его отца, который пел в Ансамбле песни и пляски Александрова. По его рекомендации будущего композитора приняли в Московское музыкальное училище на дирижерско-хоровое отделение.
Училище Альфред Шнитке окончил с отличием. После уроков он ходил на занятия к музыковеду Иосифу Рыжкину — изучал музыкальную теорию.
В 1953 году Шнитке поступил в Московскую консерваторию, в класс композиции Евгения Голубева. Во время учебы он написал несколько романсов, сонату, симфонию, Концерт № 1 для скрипки с оркестром. Дипломной работой композитора стала оратория «Нагасаки». Сочинение похвалил Дмитрий Шостакович, а сам Шнитке писал: «Произведение было для меня очевидно очень важным и было написано совершенно искренне…»
Консерваторию Альфред Шнитке окончил с отличием. А в 1958 году он поступил в аспирантуру и начал преподавать там. Всего же в Московской консерватории композитор работал более 10 лет.
Мстислав Ростропович: профессор, заведующий кафедрой
Родители Мстислава Ростроповича были профессиональными музыкантами. Отец, Леопольд Ростропович, играл на виолончели, а мать, Софья Федотова, — на фортепиано. Пианистом был и дед музыканта, Витольд Ростропович.
Именно родственники начали заниматься с мальчиком музыкой. В четыре года он уже написал свое первое произведение — польку для фортепиано.
В 1931 году Ростропович с семьей переехал в Москву. Всего за несколько месяцев под руководством отца он научился играть на виолончели, а вскоре поступил в Музыкальную школу имени Гнесиных. Во время учебы он часто выступал на концертах лучших учеников. Дополнительно будущий музыкант занимался у композитора Евгения Месснера.
Летом 1940 года Леопольд Ростропович вместе с симфоническим оркестром выступил на концерте в Славянске. Отдельный номер получил и его сын: сыграл Концерт для виолончели Камиля Сен-Санса.
Во время Великой Отечественной войны семья жила в Чкалове (сейчас — Оренбург). Родители преподавали в местном музыкальном училище. Когда отец болел, Мстислав иногда подменял его. А в 1942 году, в 15 лет, он стал штатным преподавателем и начал давать частные уроки.
В Москву Ростропович вернулся в 1943 году и сразу поступил в Московскую консерваторию. Он занимался по классу виолончели у Семена Козолупова, по классу композиции — у Виссариона Шебалина и Сергея Прокофьева, а инструментовку ему преподавал Дмитрий Шостакович.
На последнем курсе Мстислав Ростропович выиграл первую премию на Всесоюзном конкурсе музыкантов-исполнителей. В 1946 году он с отличием окончил Московскую консерваторию. Имя музыканта внесли на мраморную доску выдающихся выпускников.
С 1947 года Ростропович начал преподавать в консерватории. В 1960-х он стал ее профессором, заведующим кафедрой виолончели и контрабаса.
Родион Щедрин: студент четвертого курса — член Союза композиторов
Музыкой Родион Щедрин начал заниматься в детстве под руководством отца — выпускника Московской консерватории Константина Щедрина. Композитор вспоминал: «У него от природы были гигантские музыкальные способности, потрясающая память. Все, что он слышал, мог воспроизвести — на любом инструменте, самодеятельно, не учась».
В 1941 году Щедрина отдали в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. В то же время он дополнительно учился игре на фортепиано у пианистки Марии Гехтман.
Во время Великой Отечественной войны семью Щедрина эвакуировали в Куйбышев (сейчас — Самара). Туда же приехал Дмитрий Шостакович, с которым был знаком отец будущего композитора. Родион Щедрин побывал на генеральной репетиции Седьмой симфонии. Позже он писал о Шостаковиче: «Я счастлив, что мог общаться с величайшим музыкантом и поразительным человеком».
В Москву Щедрин с семьей вернулся в 1944 году. К тому времени он не хотел быть музыкантом, а мечтал о карьере моряка. Однако по просьбе отца будущий композитор все же поступил в Московское хоровое училище.
В 1950 году Щедрин продолжил образование в консерватории. Он учился сразу на двух специальностях — композиции и фортепиано. Во время учебы музыкант написал Концерт для фортепиано с оркестром № 1, за который его приняли в Союз композиторов СССР.
На третьем курсе консерватории я написал свой первый фортепианный концерт. <…> Мне предложили самому со студенческим оркестром исполнить этот концерт. Дирижировал тоже студент — Геннадий Рождественский. Концерт получил высокую оценку у публики и у ряда музыкантов. И мне, студенту, предложили сыграть этот концерт на проходившем тогда пленуме Союза композиторов, посвященном как раз молодежи. Это был Большой зал Консерватории, Рождественский дирижировал уже филармоническим оркестром, словом, концерт прошел еще лучше. И я по почте получаю письмо: Секретариат Союза композиторов СССР постановил принять в члены Союза композиторов СССР Щедрина Родиона Константиновича. Для студента четвертого курса, даже без заявления о приеме — это была огромная удача и абсолютный нонсенс.
Московскую консерваторию Щедрин окончил с отличием, а затем поступил в аспирантуру, где учился под руководством композитора Юрия Шапорина.
Денис Мацуев: лауреат Международного конкурса им. П.И. Чайковского
Денис Мацуев родился в семье музыкантов. Его отец, Леонид Мацуев, был композитором и пианистом, а мать, Ирина Гомельская, преподавала игру на фортепиано. Дед музыканта, Дмитрий Гомельский, работал в цирковом оркестре — играл на ударных инструментах.
Заниматься музыкой Мацуев начал под руководством бабушки — Веры Раммуль. Учиться играть на фортепиано ему не нравилось. Будущий пианист мечтал стать спортсменом и играть в хоккей. Поэтому каждый день Мацуев уделял занятиям музыкой не больше двух часов. Однако он все равно очень быстро усваивал материал и легко учил даже длинные произведения.
В 1991 году вместе с родителями Мацуев переехал в Москву, где поступил в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. А уже в 16 лет он победил в конкурсе, который организовал Международный благотворительный общественный фонд «Новые имена», и отправился на свои первые гастроли. Начинающий пианист выступил на концертах классической музыки в более чем 40 странах мира.
В 1993 году Денис Мацуев поступил в Московскую консерваторию, которую с отличием окончил. Его педагогами по классу фортепиано были Алексей Наседкин и Сергей Доренский. Уже во время учебы пианист начал давать концерты в Московской государственной филармонии. А в 1998 году, на последнем курсе, Мацуев получил первую премию XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского.
Автор: Анастасия Войко |