Окружающие человека предметы оказывают на него неповторимое, мимолетное
воздействие. В буддийской культуре с X века существует даже понятие
«очарование вещи». Оно связано с представлением об эфемерности и
тщетности бытия. Как выражают свой печальный «восторг от вещи» японские
художники XXI столетия – можно узнать на выставке в Эрмитаже.
Рассказывают «Новости культуры».
Праздник, организованный Петербургским Домом национальностей, совместно
с Этнографическим музеем, продолжился в большом Мраморном зале. Там для
зрителей развернулось настоящее шоу - с демонстрацией национальных
костюмов, инструментов, исполнением старинных песен и танцев.
Несколько десятков работ, 10 авторов - из современных художников Японии
Эрмитаж попытался выбрать лучших. Каждое произведение по-своему
уникально. Объединяет их одно - попытка передать свое понимание древнего
художественного принципа «Моно-но Аварэ», что в переводе означает
«печальное очарование вещей».
«Это такая японская эстетика, которая говорит о том, что в каждой вещи,
в каждый конкретный момент, есть свое очарование: будь то крупинка
соли, будь то листики дерева, маленький цветочек. В нем есть свое
ощущение бытия, непрерывности бытия и в каждом элементе есть Будда», -
объясняет заведующий Отделом современного искусства Государственного
Эрмитажа Дмитрий Озерков.
Из простых бытовых предметов, японские художники создают необычные
инсталляции и арт-объекты. Они призваны пробудить у посетителей
воображение и вызвать чувство восторга. Например, в темной комнате автор
играет тенями. Обычные карандаши, тазы и прищепки становятся частью
сложного мира.
Один из объектов экспозиции – лабиринт. Самая масштабная работа на
выставке. Чтобы создать такой лабиринт, японский художник Мотои Ямомото
использовал 160 килограммов соли, и работал он с утра до вечера на
протяжении 10 дней.
Соль в японской культуре имеет особое значение, используется в
ритуалах. Считается, что она помогает очиститься духовно. Мотои Ямомото
уверен, что в соли заключена память людей. Он не придумывает заранее
эскизы и схемы - все работы создает, повинуясь своим сиюминутным
воспоминаниям.
«Сама тема лабиринта связана с воспоминаниями о моей покойной сестре.
Она умерла в возрасте 24 года от рака головного мозга. Так или иначе,
пройдя какой-то путь, я смогу с ней встретиться, выйдя из этого
лабиринта», - добавляет Мотои Ямомото.
Молодые художники Японии не слишком стремятся попасть на западный
арт-рынок. Их работы сильно отличаются от привычного европейцам
современного искусства. Возвращаясь к своим историческим корням, японцы
приглашают и российских зрителей по-другому взглянуть на простые вещи.
Новости культуры
|