Когда-то уроки пения в начальной школе были обязательными. Со временем
они исчезли из расписания. Но, похоже, что ситуация может измениться.
Проект по внедрению в российских школах урока хорового пения находится в
стадии разработки. Аргументы в пользу его введения выслушала съемочная
группа «Новостей культуры».
Нужно ли каждому юному гражданину страны уметь петь в хоре? Скептики с
иронией относятся к идее, которую так лоббирует Всероссийское хоровое
общество. В ней многие находят отголоски социалистического прошлого. И
зря, возражают специалисты – ведь коллективное пение формирует личность.
Алла Торопова, доктор педагогических наук, профессор, уверена:
«Возможность живого музицирования, пения в хоре дает очень много, не
только того, что на поверхности. Не только музыкальную культуру и умение
петь в хоре. Развивается не только это, развиваются важные психические
функции. Способности интонировать и распознавать интонации другого,
пристраиваться. Соборность – тут можно еще и на философский уровень
перейти».
В том, что пение необходимо для гармоничного развития ребенка,
учителей–практиков убеждать не надо. Иван Самойлов – педагог-хормейстер,
выпускник консерватории, сам поет с раннего детства и учит этому
школьников и студентов.
«Мы с ребятами шли сначала на турник подтягиваться, а потом мы шли на
скамеечку подтягиваться, и я пел песни, а они слушали, - говорит Иван
Самойлов. – И это было очень важно для меня. Я этим моментом брал
лидерство на себя».
Теперь не до песен. В общеобразовательной школе уроков пения вообще
нет, а на единственном в неделю часе музыки каждый преподаватель «дует в
свою дуду». Общей программы не существует. Потому и страна не поет,
считает руководитель Капеллы имени Юрлова Геннадий Дмитряк. В нынешнем
году он исследовал детские хоры России. В полумиллионном городе собрать
сто поющих детей в единый коллектив оказалось почти нереальным. Традиции
хорового пения, которыми всегда гордилась Россия, оказались утеряны.
Геннадий Дмитряк, Художественный руководитель и главный дирижер
Государственной академической хоровой капеллы России имени А.А. Юрлова,
говорит: «И не надо никого убеждать. Это необходимо делать. Пение в
школе должно быть два часа. Один из них – это хор, другой – история
музыки».
В 70-х годах прошлого века похожий эксперимент проводил выдающийся
композитор и педагог Дмитрий Кабалевский. Он внедрял программу, которая
давала обычному школьнику как базовые знания по сольфеджио,
музлитературе, слушанию и пению, так и объясняла логику развития
художественной культуры.
Эдуард Абдуллин, доктор педагогических наук, профессор, рассказывает о
том эксперименте: «Сам Дмитрий Борисович пришел в школу, я был в
параллельном с ним классе 7 лет. Мы проверяли, и с каждым годом
увеличивалось количество школ, участвовавших в этом эксперименте.
Когда эксперимент достиг 500 школ, тогда были подведены итоги.
Результаты были – внедрить систему во все школы России, что было сделано
примерно в конце 70-х годов и так это и существует и по сей день».
До сих пор ничего лучше, чем «метод Кабалевского» не придумано. Но
специалисты утверждают, что в современной школе его не реализовать.
Лишнего времени для уроков пения нет, также как и штатных хормейстеров,
да и репертуар песен для детей не обновлялся уже давно.
Тем временем проект по внедрению в российских школах урока хорового
пения разрабатывается. Камнем преткновения, остается всего лишь один
час, за который можно научиться петь.
Новости культуры |