17 марта подведены итоги первого Международного конкурса хоровых
дирижёров имени Бориса Тевлина. Его участники прошли три тура
соревнований. Первый и второй - в сопровождении фортепиано. Третий,
согласно условиям, проходил в виде репетиции с Камерным хором Московской
консерватории. Свобода выбора исполняемых произведений у конкурсантов
была невелика. Перечень произведений был в принципе предопределён.
Напомним, что в составе жюри конкурса хоровые дирижёры с мировой
известностью, такие, как Витаутас Мишкинис, Теодор Павлович, Цао Тон И.
Рассказывают «Новости культуры».
Как проходила подготовка к конкурсу, каковы критерии и оправдал ли
смотр ожидания? Об этом и многом другом – из первых уст журналисты
узнали на пресс-конференции.
«Я удивлена уровнем подготовки участников конкурса, бывала на многих
хоровых смотрах по всему миру, но здесь такая талантливая молодежь», -
отметила дирижер Анжела Моралес.
Анжела Моралес, как и другие здесь, носители… тевлиновской традиции.
Каждый – либо стажировался у великого хормейстера, либо учился у него.
Может быть, поэтому разногласий в оценке конкурсантов не возникало,
победителей определили единогласно. Оттягивая интригу, эту талантливую
молодежь представили сразу после пресс-конференции, на заключительном
гала-концерте.
О том, что сам Лев Конторович – председатель жюри – будет вручать ей
первую премию, Александра Макарова и не мечтала. Правда, была уверена:
здесь, как спорте, выигрывает тот, у кого железные нервы. Она с первого
тура была в числе фаворитов, выдержки ей не занимать – свою, первую
позицию не уступила никому. Сочинение русского композитора Кикты –
теперь для нее счастливое, именно оно обеспечило ей победу на конкурсе.
«Когда я ехала на конкурс, самое интересное - это познакомиться с
новыми людьми, пообщаться, мы все занимаемся одним делом, это знакомство
самое ценное, что могут дать конкурсы», - считает обладательница первой
премии Международного конкурса хоровых дирижеров имени Бориса Тевлина
Александра Макарова.
А еще проверку на прочность и возможность узнать границы собственных
возможностей. Впрочем, Глеб Кардасевич – обладатель второй премии,
уверен, границы – только в сознании человека. В третьем туре, казалось,
был обречен, вытянул сложнейшее сочинение Губайдулиной.
«Сначала был в шоке, но сейчас это было хорошо, я к нему заново
подготовился – рад, ведь совершил творческий рост», - говорит лауреат
второй премии Глеб Кардасевич.
Единственный, кто разбавил тройку российских лидеров, - китайский
хормейстер Чао Ванг. Именно он в последнем туре разделил третье место с
россиянкой – Марии Челмакиной. На гала-концерте эмоций не сдерживал,
всем: публике, жюри, хору говорил по-русски «спасибо».
Впрочем, это не единственное слово, которое выучил Чао Ванг. Русский ему пришлось осваивать на ходу, экстерном.
«Если честно, мне еще очень тяжело давался русский язык, но я
благодарен хору, с которым я работал, они помогли мне с транскрипцией
сочинения Шнитке», - рассказывает Чао Ванг.
Кто-то скажет: этот конкурс – рождение великой традиции. А кто-то,
наоборот, будет спорить – возрождение. Ведь именно Тевлин когда-то
сделал все, для того, чтобы русская манера дирижирования продолжала
существовать. Теперь она будет жить в его учениках и лауреатах конкурса.
Новости культуры
|