Телеканал «Россия К» представляет премьеру документального фильма «Сергей Рахманинов. Концерт с ноты "RЕ"» (12 ноября, в 21:35; повтор 13 ноября в 12:10).
Повествование об одном из шедевров великого композитора – Третьем
фортепианном концерте – ведется в необычной форме: на протяжении всего
фильма авторами обыгрывается нота «ре», являющаяся тоникой произведения.
В центре документального фильма «Сергей Рахманинов. Концерт с ноты "RЕ"»
– один из бесспорных шедевров композитора – Третий фортепианный
концерт, который действительно начинается с ноты «ре». О Концерте, о
музыке Рахманинова, о его личности, о значении творчества в целом
рассуждают два российских пианиста мирового уровня – Николай Луганский и
Денис Мацуев. Их диалог и становится своего рода доминантой фильма. В
повествование также вплетается еще один своего рода диалог: перекличка
усадьбы С. В. Рахманинова в любимой им Ивановке, где был создан Третий
концерт и немецкого города Дрездена.
Известный немецкий исследователь творчества композитора, автор книги
«Время для бессмертия», посвященной С. В. Рахманинову, Клаус Функе
считает, что именно пребывание в Дрездене вдохновило Рахманинова на
написание Третьего концерта. С Дрезденом связана значительная часть
жизни композитора: здесь жили родственники его жены, и годы, проведенные
в этом городе, были для его творчества очень плодотворны…
Но, так или иначе, Третий фортепианный концерт был написан композитором
летом 1909 года в Ивановке, которая была любимым, родным местом для
Рахманинова. Здесь родились его дочери, и здесь же, в этой глуши, были
созданы лучшие произведения композитора, среди которых и знаменитый
Третий концерт. «Это самое любимое произведение и у меня, и, я думаю,
практически у всех пианистов, которые когда-либо играли Третий
концерт…», – говорит Николай Луганский. Все, с чем у нас ассоциируется
музыка Рахманинова – та самая «русскость», широта дыхания, протяженность
– воплощено в этом замечательном произведении. Как точно объясняет это
ощущение Денис Мацуев: «Слушая концерт, представляешь всю широту и мощь
русской природы».
Премьера концерта состоялась 28 ноября 1909 года в Нью-Йорке, в
исполнении самого Рахманинова и Нью-Йоркского симфонического оркестра
под управлением дирижера Вальтера Дамроша. В России он был впервые
исполнен в апреле 1910 года. Высоко оценивая Рахманинова-пианиста и
Рахманинова-дирижера, московская публика того времени, тем не менее, не
принимала Рахманинова-композитора.
Хотя ценители его творчества все же были. После московской премьеры
Сергей Васильевич получил письмо со словами поддержки от некой
поклонницы, подписавшейся псевдонимом «Ре» в знак признания его Третьего
концерта. Этой истинной ценительницей и преданной поклонницей
творчества композитора на долгие годы стала известная писательница
Мариэтта Шагинян. Их переписка продолжалась вплоть до самого отъезда
композитора из России, и в своих письмах Рахманинов называл ее «моя
милая «Ре».
Сергей Васильевич Рахманинов уехал из России вместе с семьей в декабре
1917 года, и началась его жизнь «в разъездах»: Стокгольм, Копенгаген,
Нью-Йорк, Дрезден. И теперь Дрезден становится для него своеобразной
нотой «ре» – сюда он возвращался снова и снова…
Разоренная после революции усадьба С. В. Рахманинова в любимой им
Ивановке, где был создан Третий концерт, в настоящее время живет и
процветает благодаря одному удивительному человеку. Александр Иванович
Ермаков, директор музея-усадьбы «Ивановка» бережно хранит память о
Рахманинове и его семье. Здесь регулярно проводятся различные
праздничные мероприятия, фестивали, Дни музыки имени великого
композитора; и сюда, в «эту глушь», с удовольствием приезжают с
концертами музыканты с мировым именем, чтобы проникнуться «духом»
великого композитора.
О жизни и творчестве Сергея Рахманинова размышляют: директор
музея-усадьбы С. В. Рахманинова «Ивановка» Александр Иванович Ермаков;
немецкий писатель, автор книги о Рахманинове «Время для бессмертия»
Клаус Функе; настоятель Русского православного храма в Дрездене
протоиерей Георгий Давыдов. В фильме использованы видеоматериалы из
личного архива Н. Луганского, а также редкие архивные кадры: о
композиторе вспоминают две старейшие жительницы Ивановки (запись 1980-х
годов). Звучат фрагменты произведений С. Рахманинова, Р. Штрауса, И. С.
Баха.
Пресс-служба телеканала «Россия-Культура»