Система учебников «Перспектива» успешно прошла
федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009г., получила
положительные отзывы Российской академии наук (РАН) и Российской
академии образования (РАО).
Все учебники системы «Перспектива» входят в Федеральные
перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством
образования и науки Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014
учебный год.
УМК программы «Перспектива»
создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в
области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с
лучшими традициями классического школьного образования России. При
создании УМК учтены не только современные требования общества, но и
культурно-историческая перспектива его развития. Программа Перспектива
обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала,
всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его
возрастных особенностей, интересов и потребностей.
Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался
коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской
академии образования, Федерального института развития образования в
тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».
Уникальность комплекта для начальной школы «Перспектива» в том, что
он создавался параллельно с разработкой Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования. Первые
учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с
2006 года. В работе над комплектом «Перспектива» совместно с
издательством «Просвещение» принимают участие ученые РАО, РАН,
методисты и педагоги. Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности.
Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс
обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в
соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как
средство формирования универсальных учебных умений и личностных
качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.
Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России», направленная на формирование у подрастающего
поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития,
нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и
труде и как условия безопасности и процветания страны.
Дидактической основой системы учебников
«Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода
(Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического
системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из
современных концепций развивающего образования с позиций преемственности
научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006
года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).
Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход.
Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта
«Перспектива», позволяет ориентировать педагога на достижение
личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.
Достижению указанных результатов способствует тематическое единство
всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах: - «Я в мире и мир во мне»:
важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое
включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование
гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и
культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром. - «Хочу учиться!»:
ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо
всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка
самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить
ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые
цели. - «Я общаюсь, значит, я учусь»:
процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным
строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и
субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно
вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых,
формировать информационную культуру — находить необходимые источники
знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать
ее, и, конечно, работать с книгой. - «В здоровом теле здоровый дух!»:
здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и
научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это
не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие
здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного
поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать,
сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях,
беречь и чтить то, что ими создано.
Заявленные тезисы авторы комплекта
«Перспектива» раскрывают через тематические направления: «Моя семья -
мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура - среда
нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный
материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка
целостную картину мира.
Еще одно преимущество обучения по УМК
«Перспектива» в том, что, система построения учебного материала
позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и
изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы
познавательная активность, познавательный интерес и любознательность
ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться.
Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих
тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение
новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной
форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему
детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий,
направленных на развитие как логического, так и образного мышления
ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен
теоретический материал, к которому предложены практические,
исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать
деятельность ребенка, применять полученные знания в практической
деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала
ученика.
Следующая особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС - это большие возможности для решения воспитательных задач.
Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности гражданина России направлена на формирование ценностного
мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности
младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения
системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов,
направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к
своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов,
проживающих на территории России, их культурному и историческому
наследию.
Основой информационно-образовательной среды для начальной школы
являются завершенные предметные линии системы учебников «Перспектива».
Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари,
книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические
материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями
уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски;
презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное
обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие
ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел
III, п.19.3.). Все это позволяет организовывать различные виды
деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и
технологии организации учебно-воспитательной работы.
Еще одной отличительной чертой системы
учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра
информационно-образовательной среды для начальной школы, является
разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику
ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках
других источников информации. Таким образом, система учебников
«Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и
методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования
современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.
Для УМК «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение - «Технологические карты»,
помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном
процессе. «Технологические карты» - это новый методический
инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового
учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию
изучения темы. В «Технологических картах» определены задачи, планируемые
результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные
межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и
диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня
освоения темы учащимися. Карты размещены на сайте издательства
«Просвещение» в разделе ««Перспектива» учителям». Кроме того, для
учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы,
включающие разработки уроков, статьи и комментарии, консультативную
поддержку учителей и родителей (на вопросы родителей и учителей отвечают
психологи, учителя, авторы).
Для того чтобы обеспечить эффективность использования системы
учебников «Перспектива» в практической деятельности учителей, построена многоуровневая система повышения квалификации педагогов разных категорий
(учителей начальной и средней школы, воспитателей дошкольных
образовательных учреждений, завучей, директоров, методистов,
преподавателей педколледжей и педвузов, психологов и др.), создающая
условия для поэтапного освоения ими педагогических инструментов
деятельностного обучения как на федеральном уровне (в Центре
системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО), так и в
регионах на основе принципа сетевого взаимодействия.
Созданные механизмы повышения качества работы педагогов в
соответствии с требованиями ФГОС на единых идеологических, дидактических
и методических основаниях открывает перспективу для реального перехода
школы к реализации поставленных новых целей и ценностей образования и
построения единого образовательного пространства обучения, воспитания и
здоровьесбережения школьников. Предметная область "Искусство" представлена: - Изобразительное искусство. Авторы: Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. - Музыка. Авторы: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Источник: http://schoolguide.ru/index.php/progs/perspectiva.html |