Понедельник, 29.04.2024, 23:32
"Музыка звучит..."
Сетевое педагогическое сообщество учителей музыки, ИЗО и МХК
г.Ноябрьска, ЯНАО

Главная | Регистрация | Выход





Уважаемые гости сайта!
Сайт создан в системе ucoz, если он отказывет Вам в регистрации - значит, Вы уже зарегистрированы в системе ucoz . Просто введите адрес почтового ящика и пароль. Если пароль не помните - попросите напомнить, указав адрес почтового ящика, и смотрите почту.

 

Меню сайта
Категории раздела
Методические рекомендации [42]
ФГОС [32]
Аттестация [17]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Мини-чат
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
Главная » Статьи » Методические рекомендации

Мастер-класс "Прекрасное пробуждает доброе..."
Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь.
В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания.
              При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.
Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта.

        Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей:
• формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира;
• развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения;
• развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.)
               Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности.

      Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. <Приложение – Презентация>
        Критериями дифференциации видов универсальных действий являются: функции, структура и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности. К основным видам универсальных учебных действий относятся:
-личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-эстетического
оценивания),
-регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка,
прогнозирование),
-познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические),
-коммуникативные.
     Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения и тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.
 
       Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
      Регулятивные действия в изучении предмета «Музыка». Учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.
     Познавательные универсальные действия на уроках музыки. Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
     Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие.
Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на его интонационный анализ.

Некоторые особенности технологии урока в рамках «Стандартов второго поколения».
Чтобы урок был интересным, захватывающим, он должен строиться с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока: вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод).

План проведения имитационной игры мастер-класса

1. Вступление (сообщение темы). Создание проблемной ситуации.
2. Завязка (постановка проблемы). Работа в микрогруппах  
3.Развитие (изложение материала). Познание целостности предложенной школьникам темы  в многообразии ее художественных решений.  
1). Анализ произведений искусства.
2). Письменная творческая работа.
3). Творческое задание.
4. Эмоциональная кульминация (разрешение проблемы). Исполнительская деятельность.
5. Заключение (вывод). Работа в микрогруппах.  
6.Рефлексия


Средства обучения:
Художественный ряд: А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Весна. Большая вода».
Музыкальный ряд: «Как прекрасен этот мир» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова, музыка С.Рахманинова, слова Ф.Тютчева романс «Весенние воды», «Белые птицы» слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной
Литературный ряд: стихотворения о природе Ф.Тютчева, А.Фета и др.
Портреты:  С.Рахманинова, Ф.Тютчева, И.Левитана.
Набор детских музыкальных инструментов.
Практические творческие работы
1.Слушание музыки.
2.Хоровое и сольное пение.
3.Музицирование на простейших инструментах.
4.Творческие задания.


Планируемый результат.
1.Воспринимать музыку, размышлять о ней как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности
2.Соотносить выразительные и изобразительные интонации, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний.

Характеристика деятельности учащихся.
 
Умения:
• наблюдать бытование музыки и понимать ее значение в жизни людей;
• различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке;
• слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения;
• описывать и характеризовать музыкальные образы;
• определять и правильно употреблять в речи изученные понятия;
• исполнять музыкальные произведения на различных музыкальных инструментах;
• выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении.

Имитационная игра
по теме «Прекрасное пробуждает доброе…»

Цели:
-формирование художественного вкуса, умения познавать мир через музыкальные формы и образы;
-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач,
- развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти      и внимания, музыкально-творческих способностей;
- развитие чувства прекрасного, способности испытывать эстетическое наслаждение, увлекаться                    и покоряться красоте искусства;
- воспитание культуры слушателя, выявление взаимосвязи музыки и жизни.
1.Организационно-психологический момент. (Создание проблемной ситуации).
Важным моментом в организации урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.
Музыкальная заставка «Как прекрасен этот мир…» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова - фрагмент.
- О чем рассказывает песня?
(Песня рассказывает о том, что наш мир прекрасен)
- Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека?
- Как искусство воздействует на человека?
В ходе урока, мы постараемся с вами найти ответ на данный вопрос.
Я предлагаю вам ряд произведений разных видов искусства: И.Левитан Весна. Большая вода, С.Рахманинов «Весенние воды», А.Саврасов «Грачи прилетели», Ф.Тютчев «Весенние воды», С.Рахманинов «Весенние воды»
.
- Что объединяет все эти произведения? (Изображение природы, весны).
Да, вы действительно правы, все эти произведения искусства объединяет общая тема – природа, весна. Искусства различны, а тема едина. Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме. Но все образы природы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках вызывают сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит ее человек.

2.Работа в микрогруппах.
  
Задание группе № 1.Все времена года отражены в искусстве.
В живописи природа играет красками, цветами, бликами.Назовите художников, изображавших природу на своих полотнах, составьте художественный ряд.
  
Задание группе №2.Человеческая душа несет в себе глубокое поэтическое видение природы. Назовите поэтов и писателей, посвятивших этой теме свои произведения, составьте литературный ряд.
Тема природы издавна привлекала композиторов.

Задание группе №3.Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Назовите композиторов, отразивших в своих произведениях тему природы, составьте музыкальный ряд.
Представители групп озвучивают итоги работы. 
Примеры работы: 

Группа №1
Карточка
Художественный ряд
1.И.Левитан «Золотая осень»
2. Поленов «Золотая осень»
3.И.Шишкин «Рожь»
4.А.Куинджи «Радуга»
5. Р. Романов «Времена года. Зима».
6.А.Саврасов «Весна»

Группа №2
Карточка
Литературный ряд
1.А.Пушкин «Зимнее утро»
2.Ф.Тютчев «Весенние воды»
3. С.Есенин «Поет зима, аукает!»
4.А.Фет «В дымке-невидимке...»
5.М.Пришвин «Кладовая солнца»
6.И.Тургенев «Бежин луг»

Группа №3
Карточка
Музыкальный ряд
1.П.Чайковский «Времена года»
2.А.Вивальди «Времена года»
3.Г.Свиридов «Поет зима, аукает!»
4.М.Глинка «Жаворонок»
5.Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее» вступление к опере «Садко»
6.С.Рахманинов «Островок»
Коллективное оценивание правильности выполнения заданий.

Многие произведения искусства посвящены весне.
-Как вы думаете, почему художники, поэты и композиторы обращались к теме весны?
-С чем это связано? Что происходит в природе весной?
-Какие чувства возникают у вас с приходом весны? (Ощущение радости, свежести, пробуждения).
Да, это закономерно. Образ весны, первого весеннего цветка ассоциируется с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Весна становится символом свежих чувств, символом извечного стремления к жизни.
3.Познание целостности предложенной школьникам темы /природа, весна / в многообразии ее художественных решений.
       Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах .
Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика.

I. Обратимся к репродукциям картин /анализ, сравнение/
А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Весна. Большая вода» <Приложение1>.
- Какой изображена весна на картинах?
- Какое настроение передают художники на картинах?
- Какими выразительными средствами художники изобразили весну?
(Настроение, цвета красок, содержание) Почему?
- Сравните средства художественной выразительности этих двух картин?
- Какие чувства вы испытали, рассматривая эти репродукции? (радость, добро, свет)
II. Подберите к этим художественным образам созвучные по настроению стихотворения.
/Чтение стихотворений о весне/.
- Какими выразительными средствами поэты создают образ весны?
(Эпитеты, сравнение) Почему?
-Какие чувства у вас возникли, при чтении и слушании стихотворений?
(Праздник, чистота, любовь)
-Сравните картины художников и прочитанные вами стихотворения? (Каждое из произведений искусства (картина или стихотворение) рассказывают о весне, передавая радостное весеннее настроение. При создании образа весны поэты и художники используют свои выразительные средства – краски и слова (текст).
III. С. Рахманинов на слова Ф.Тютчева романс «Весенние воды». Слушание и анализ
музыкального произведения.

   С.Рахманинов (показ портрета) и Ф.Тютчев (показ портрета) <Приложение2> являются авторами романса «Весенние воды». Это одно из самых светлых и радостных сочинений всей русской музыки конца прошлого века. Русскую природу композитор воспевал во многих своих произведениях. Природа в музыке Рахманинова почти всегда тихая, спокойная, нежно-певучая.
    Перед прослушиванием романса, я прочитаю отрывок из рассказа «Весенние мелодии» М.Горького:
«В саду, за окном моей комнаты, по голым ветвям акации прыгают воробьи и оживленно разговаривают, а на коньке крыши соседнего дома сидит почтенная ворона и, слушая говор серых птичек, важно качает головой. Теплый воздух, пропитанный солнечным светом, приносит мне в комнату каждый звук, - я слышу торопливый и негромкий голос ручья, слышу тихий шорох ветвей, понимаю о чем воркуют голуби на карнизе моего окна, и вместе с воздухом мне в душу льется музыка весны…»
С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева «Весенние воды» - слушание.
Я предлагаю вам выполнить самостоятельную творческую работу. Заполните карточку.


ПИСЬМЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Анализ музыкального произведения:
________________________________________________________________
Инструкция:
дайте письменный анализ прослушанной пьесы на основе следующих параметров:
Характер мелодии__________________________________________________
Лад_______________________________________________________________
Темп______________________________________________________________
Фактура___________________________________________________________
Метроритм________________________________________________________
Регистровые и динамические особенности_______________________________________________________
Жанр_____________________________________________________________
Форма____________________________________________________________
Образное содержание______________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
Прокомментируйте свои творческие работы.
-Какие изобразительные интонации передает музыка? (Движение весенних ручейков, вод).
IV.Повторное слушание. С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева «Весенние воды». Взаимообмен работами в парах и исправление ошибок. Сделайте вывод об образном содержании произведения.
Вывод: Музыка создает образ «вешних вод». Мы слышим как маленькие весенние ручейки, стекаясь вместе, превращаются в бурную реку, ломающую остатки льда и стремительно несущуюся вперед. В этом произведении изображена природа буйная, словно восторженный гимн приближающейся весне, гимн радости, гимн обновленной жизни. Ощущение бесконечного простора, наполненности жизни чем-то большим светлым, ощущение величавой красоты, возвышенно-прекрасной взволнованности рождает музыка.
V. Домашнее задание. Найдите стихотворение о весне, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере стихотворения и изобразите его с помощью рисунка.
 
VI. Творческое задание. Создание «Мелодии весны».
Я предлагаю вам выполнить еще одно творческое задание - представьте, что вы композиторы и придумайте «Мелодию весны».
- Какими эмоциональными состояниями вы бы выразили приход весны? (Восторг, радость, свет, праздник).
1. Придумайте музыкальные интонации, выражающие эти эмоциональные состояния.
-Какие явления жизни, происходящие весной, можно передать музыкой? (Весеннюю капель, бегущий ручеек, пение птиц, стук дятла, стрекот сороки).
        У меня на столе находятся детские шумовые музыкальные инструменты (треугольники, металлофон, свистульки, трещётка, ложки и др.).
2.Выберите музыкальный инструмент, объясните, какие ассоциации со звуками весенней природы он у вас вызывает, исполните свой вариант мелодии.
Треугольник – весенняя капель.
Металлофон – звуки бегущих весенних ручейков.
Свистулька – трель птицы.
Трещетка – стрекот сороки.  
Ложки – стук дятла.

       А теперь исполним все, придуманные вами, мелодии под руководством дирижера. Выбирается дирижер, который управляет исполнением мелодии.
Спасибо, у вас получилось очень красивая «Мелодия весны».
- Какой вывод мы можем сделать после знакомства с произведениями литературы, живописи и музыки? Мы можем сделать следующий вывод:
Вывод: Произведения разных видов искусства, каждое своими выразительными средствами, передают красоту весеннего обновления природы и красоту обновления мира и жизни. Анализируя произведения разных видов искусства, созданные на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, искать ряд схожих образов, настроений. Разные виды искусства красивы именно потому, что рассказывают о красоте природы, а следовательно, о красоте жизни. Знакомясь с произведениями искусства, объединенных темой природы, ощущаешь очарование природой, они учат нас любоваться красотой природы, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, чистые, добрые человеческие чувства…

 

Каждый в этом мире должен осознать,
Что природу нужно охранять,
Чтоб цвели луга – золотые ситцы,
Чтоб текла река и пели птицы.

-Подумайте и скажите, о чем бы вы хотели спеть? Какую песню? («Белые птицы» слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной)
- Почему именно эту песню вы хотите исполнить? Чему учит нас эта песня?
(Быть добрым, чистым, открытым человеком, жить в гармонии с природой и самим собой.)
-Вспомните и скажите, как звучит мелодия этой песни, в каком темпе и ритме. Как будут звучать ваши голоса – громко, сильно, тихо или как-то иначе?
Спойте песню в сопровождении фонограммы, передавая ее характер, настроение.
4. «Белые птицы» слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной – исполнение песни.
В окно открытое ко мне
Влетела птица в тишине.
Был чист и бел ее наряд,
Как белый яблоневый сад.
Коснулся я ее крыла -
И ночь за горизонт ушла.
Но это был лишь только сон,
При свете дня растаял он.

Припев
Отворите окна, отворите,
Белых птиц в сердца свои впустите,
Белых птиц в сердца свои впустите
И слова любви для них найдите.


Кто ощутил тепло крыла,
Уже не сможет сделать зла,
И в час любой, и в миг любой
Твоей чужая станет боль.
Пусть не во сне, а наяву,
Взмывая в неба синеву,
В пути не ведая преград,
К нам птицы белые летят.

Припев
-Как вы думаете, у вас все получилось так, как вы задумали?
-Предложите свои варианты исполнения этой песни.
(Солист и ансамбль, ансамбль и хор и.т.п.)
          В жизни человека встречаются разные люди: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых такие люди с трудом понимают друг друга. Иногда это приводит к очень тяжелым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь. Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди исповедующие идеалы выгоды, на замечающие ни красоты окружающего мира, ни людской доброты. Они словно слепцы: для них закрыты истинные сокровища жизни.
Но бывает так, что встреча с чем-то настоящим буквально переворачивает жизнь такого человека – и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать.
И вот прочитанная книга, увиденная картина, услышанная мелодия или встреча с добрым человеком совершает чудо – чудо возращения к самому себе, к своим истокам.
       Я предлагаю вам выполнить последнее задание. Ответить на вопросы, поставленные вначале урока:
- Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека?

 

5. Работа в микрогруппах.
       Актуальным приемом организации учебной деятельности является дидактический синквейн.
Подобрать к слову ИСКУССТВО «слово» 

1.Одно существительное.
2.Два прилагательных.
3.Три глагола.
4.Характеристика из четырех слов.
5.Одно существительное – ассоциацию.
Итог: стихотворение в прозе «Об искусстве»

Задания группам:
Группа №1 Искусство (литература)
Группа №2 Искусство (живопись)
Группа №3 Искусство (музыка).

Из творческих работ:

1.Искусство
2.Литературное, словестное.
3.Радует, живет, вдохновляет.
4.Помогает человеку познать мир.
5. Мир


1.Искусство
2.Художественное, изобразительное
3.Выражает, воспитывает, восхищает.
4.Ведет человека к духовной культуре.
5.Добро


1. Искусство
2.Музыкальное, звуковое
3.Возвышает, очищает, лечит.
4.Несет добро и свет людям.
5.Красота.

ИТОГ: Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей. В любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем ее различные грани

6.Рефлексия.
Состояние души на уроке…
Задание: приведи слова - ассоциации, связанные с твоими эмоциями на уроке.
Некоторые примеры: солнечное утро, пробуждение природы, звонкий ручей и т.п.
Задание: составь синквейн, отражающий твое настроение на уроке.
Из творческих работ: существительное – радость, добро, мир; прилагательные – светлый, яркий, возвышенный, восхитительный; глаголы – гореть, творить, излучать, вдохновлять, любить.
- За что ты можешь себя похвалить?
- Что можете сказать в заключении урока?
- Искусство – оно прекрасно. А прекрасное всегда пробуждает доброе!
        Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других, оно хранит память об ушедших временах.
 
7.Музыкальная заставка
«Как прекрасен этот мир…» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова

Презентацию к мастер-классу  смотреть в каталоге файлов.

Литература

1. Алеев В.В., Науменко Т.И. Кичак Т.Н. Программа «Музыка». 1-8    классы. М., 2006.

2. Затямdiv align=ина Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования. Сценарии проведения,  тестовый контроль: учебно-методическое пособие. М.:Глобус, 2007.

3.Копылова  А.В. Технология урока искусства.- М., 2004.

4.Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа «Музыка».   1-7 классы. М., 2007.

5.Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 59с.– (Стандарты второго поколения)

6.Программы образовательных учреждений «Музыка». 1-8 классы.   Авт. кол. под

   руководством   Д.Б.Кабалевского. М., 2006.

7.Примерные программы основного общего образования. Искусство

  (Стандарты второго поколения).- М.:Просвещение, 2010.

8.Ресурсы сети Интернет.

  http://standart.edu.ru/

  www.liveinternet.ru /Репродукция картины «Весна. Большая вода»/

  www.artrussia.ru  /Репродукция картины «Грачи прилетели»/

  www.liveinternet.ru     /Фото Левитан И./

  www.moskva.fm / Фото Рахманинов С./

  www.art-portrets.ru /Фото Саврасов А./

  www.kostyor.ru   /Фото Тютчев Ф.И./

  http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/

  http://festival.1september.ru/articles/519655/

  http://ru.wikipedia.org/wiki/ /Дидактический синквейн/

 8.Рудзик М.Ф. Результативность и качество музыкального образования школьников: Банк оценочных средств. Методическое пособие. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2010.


Л.В.Кравцова 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №48"
http://urokiskusstva.ucoz.ru 
Курск 2010



 



Категория: Методические рекомендации | Добавил: галина (02.11.2013)
Просмотров: 3491 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
Министерство образования и науки Российской Федерации


Методсовет
Сайт
Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру

Банк Интернет-портфолио учителей
  Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов



Календарь
Поиск
Опрос
По какой программе Вы работаете?

Всего ответов: 484

Graffiti Decorations(R) Studio (TM) Site Promoter
Все ссылки, расположенные на данном ресурсе, были взяты из открытых источников интернета. Все права на материалы, представленные на сайте, принадлежат их авторам, правообладателям и издательствам.
Музыка звучит... © 2024 |