Содержание учебного курса предмета «Музыка» в
рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы
основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания
личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в
жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы
ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета
«Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой
неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания
курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как
социального явления, задачами художественного образования и воспитания.
При изучении музыки закладываются основы систематизации,
классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе
восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет
развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску
нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных
способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой
деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной,
разумной. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным
искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления
накопленного эстетического опыта. Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей: • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; •
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности,
развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и
воображения; • развитие творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание
музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-
пластическое движение, импровизация и др.)
Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется
стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой
деятельности. Развитие личности
в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование
универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой
образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися
универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного
успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая
организацию усвоения, т.е. умения учиться. <Приложение –
Презентация> Критериями
дифференциации видов универсальных действий являются: функции, структура
и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации
учебной деятельности. К основным видам универсальных учебных действий
относятся: -личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-эстетического оценивания), -регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), -познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические), -коммуникативные.
Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения
содержания курса обучения и тесно связаны с достижением метапредметных
результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут
принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в
различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому
что в современном мире требуются такие качества человека как
мобильность, креативность, способность применять свои знания на
практике, умение мыслить нестандартно. Личностные учебные действия по предмету «Музыка»
выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала,
готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в
формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных
оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения,
жизненного оптимизма. Регулятивные действия в изучении предмета «Музыка».
Учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что
музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это
мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает
духовно-нравственные ценности человечества. Познавательные универсальные действия на уроках музыки.
Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному,
профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию
целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических
убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию
творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и
внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие
учащегося. Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка»
формируют умение слушать, способность встать на позицию другого
человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого
человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и
взрослыми. С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие.
Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с
помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея
всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное
произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на
его интонационный анализ. Некоторые особенности технологии урока в рамках «Стандартов второго поколения». Чтобы
урок был интересным, захватывающим, он должен строиться с учетом
драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе
совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки
выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний,
связанных с этапами драматургии урока: вступление (сообщение темы),
завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала),
эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод). План проведения имитационной игры мастер-класса
1. Вступление (сообщение темы). Создание проблемной ситуации. 2. Завязка (постановка проблемы). Работа в микрогруппах 3.Развитие (изложение материала). Познание целостности предложенной школьникам темы в многообразии ее художественных решений. 1). Анализ произведений искусства. 2). Письменная творческая работа. 3). Творческое задание. 4. Эмоциональная кульминация (разрешение проблемы). Исполнительская деятельность. 5. Заключение (вывод). Работа в микрогруппах.
Средства обучения: Художественный ряд: А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Весна. Большая вода». Музыкальный ряд:
«Как прекрасен этот мир» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова,
музыка С.Рахманинова, слова Ф.Тютчева романс «Весенние воды», «Белые
птицы» слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной Литературный ряд: стихотворения о природе Ф.Тютчева, А.Фета и др. Портреты: С.Рахманинова, Ф.Тютчева, И.Левитана. Набор детских музыкальных инструментов. Практические творческие работы 1.Слушание музыки. 2.Хоровое и сольное пение. 3.Музицирование на простейших инструментах.
Планируемый результат. 1.Воспринимать
музыку, размышлять о ней как способе выражения чувств и мыслей
человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая
отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности 2.Соотносить
выразительные и изобразительные интонации, воплощать особенности музыки
в исполнительской деятельности на основе полученных знаний. Характеристика деятельности учащихся. Умения: • наблюдать бытование музыки и понимать ее значение в жизни людей; • различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке; • слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения; • описывать и характеризовать музыкальные образы; • определять и правильно употреблять в речи изученные понятия; • исполнять музыкальные произведения на различных музыкальных инструментах; • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении. Имитационная игра по теме «Прекрасное пробуждает доброе…» Цели: -формирование художественного вкуса, умения познавать мир через музыкальные формы и образы; -становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; -формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач, -
развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального
мышления, музыкальной памяти и внимания, музыкально-творческих
способностей; - развитие чувства прекрасного,
способности испытывать эстетическое наслаждение, увлекаться
и покоряться красоте искусства; - воспитание культуры слушателя, выявление взаимосвязи музыки и жизни. 1.Организационно-психологический момент. (Создание проблемной ситуации). Важным
моментом в организации урока является постановка темы в качестве не
конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока.
Ученикам важно видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь
находить возможные пути их решений через искусство. Музыкальная заставка «Как прекрасен этот мир…» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова - фрагмент. - О чем рассказывает песня? (Песня рассказывает о том, что наш мир прекрасен) - Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека? - Как искусство воздействует на человека? В ходе урока, мы постараемся с вами найти ответ на данный вопрос. Я
предлагаю вам ряд произведений разных видов искусства: И.Левитан Весна.
Большая вода, С.Рахманинов «Весенние воды», А.Саврасов «Грачи
прилетели», Ф.Тютчев «Весенние воды», С.Рахманинов «Весенние воды» . - Что объединяет все эти произведения? (Изображение природы, весны). Да,
вы действительно правы, все эти произведения искусства объединяет общая
тема – природа, весна. Искусства различны, а тема едина. Искусство
связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь
человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме.
Но все образы природы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или
звуках вызывают сложные чувства, переживания, настроения. Природа в
искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава;
она такова, какой видит ее человек. 2.Работа в микрогруппах. Задание группе № 1.Все времена года отражены в искусстве. В
живописи природа играет красками, цветами, бликами.Назовите художников,
изображавших природу на своих полотнах, составьте художественный ряд. Задание группе №2.Человеческая
душа несет в себе глубокое поэтическое видение природы. Назовите поэтов
и писателей, посвятивших этой теме свои произведения, составьте
литературный ряд. Тема природы издавна привлекала композиторов.
Задание группе №3.Природа
дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании
ручьев, в шуме грозы. Назовите композиторов, отразивших в своих
произведениях тему природы, составьте музыкальный ряд. Представители групп озвучивают итоги работы. Примеры работы: Группа №1 Карточка Художественный ряд 1.И.Левитан «Золотая осень» 2. Поленов «Золотая осень» 3.И.Шишкин «Рожь» 4.А.Куинджи «Радуга» 5. Р. Романов «Времена года. Зима». 6.А.Саврасов «Весна» Группа №2 Карточка Литературный ряд 1.А.Пушкин «Зимнее утро» 2.Ф.Тютчев «Весенние воды» 3. С.Есенин «Поет зима, аукает!» 4.А.Фет «В дымке-невидимке...» 5.М.Пришвин «Кладовая солнца» 6.И.Тургенев «Бежин луг» Группа №3 Карточка Музыкальный ряд 1.П.Чайковский «Времена года» 2.А.Вивальди «Времена года» 3.Г.Свиридов «Поет зима, аукает!» 4.М.Глинка «Жаворонок» 5.Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее» вступление к опере «Садко» 6.С.Рахманинов «Островок» Коллективное оценивание правильности выполнения заданий. Многие произведения искусства посвящены весне. -Как вы думаете, почему художники, поэты и композиторы обращались к теме весны? -С чем это связано? Что происходит в природе весной? -Какие чувства возникают у вас с приходом весны? (Ощущение радости, свежести, пробуждения). Да,
это закономерно. Образ весны, первого весеннего цветка ассоциируется с
пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и
вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Весна становится символом свежих
чувств, символом извечного стремления к жизни. 3.Познание целостности предложенной школьникам темы /природа, весна / в многообразии ее художественных решений. Основной
задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических
и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое
означает «чувственное». Любое чувство – это результат, реакция человека
на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка,
следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов
человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать,
анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В
результате содержанием музыкального произведения окажутся не только
чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в
чувствах . Таким образом, ученик познает музыкальное произведение
как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому
осмыслению музыки и духовному росту ученика. I. Обратимся к репродукциям картин /анализ, сравнение/ А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Весна. Большая вода» <Приложение1>. - Какой изображена весна на картинах? - Какое настроение передают художники на картинах? - Какими выразительными средствами художники изобразили весну? (Настроение, цвета красок, содержание) Почему? - Сравните средства художественной выразительности этих двух картин? - Какие чувства вы испытали, рассматривая эти репродукции? (радость, добро, свет) II. Подберите к этим художественным образам созвучные по настроению стихотворения. /Чтение стихотворений о весне/. - Какими выразительными средствами поэты создают образ весны? (Эпитеты, сравнение) Почему? -Какие чувства у вас возникли, при чтении и слушании стихотворений? (Праздник, чистота, любовь) -Сравните
картины художников и прочитанные вами стихотворения? (Каждое из
произведений искусства (картина или стихотворение) рассказывают о весне,
передавая радостное весеннее настроение. При создании образа весны
поэты и художники используют свои выразительные средства – краски и
слова (текст). III. С. Рахманинов на слова Ф.Тютчева романс «Весенние воды». Слушание и анализ музыкального произведения. С.Рахманинов (показ портрета) и Ф.Тютчев (показ портрета) <Приложение2>
являются авторами романса «Весенние воды». Это одно из самых светлых и
радостных сочинений всей русской музыки конца прошлого века. Русскую
природу композитор воспевал во многих своих произведениях. Природа в
музыке Рахманинова почти всегда тихая, спокойная, нежно-певучая. Перед прослушиванием романса, я прочитаю отрывок из рассказа «Весенние мелодии» М.Горького: «В
саду, за окном моей комнаты, по голым ветвям акации прыгают воробьи и
оживленно разговаривают, а на коньке крыши соседнего дома сидит
почтенная ворона и, слушая говор серых птичек, важно качает головой.
Теплый воздух, пропитанный солнечным светом, приносит мне в комнату
каждый звук, - я слышу торопливый и негромкий голос ручья, слышу тихий
шорох ветвей, понимаю о чем воркуют голуби на карнизе моего окна, и
вместе с воздухом мне в душу льется музыка весны…» С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева «Весенние воды» - слушание. Я предлагаю вам выполнить самостоятельную творческую работу. Заполните карточку.
ПИСЬМЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Анализ музыкального произведения: ________________________________________________________________ Инструкция: дайте письменный анализ прослушанной пьесы на основе следующих параметров: Характер мелодии__________________________________________________ Лад_______________________________________________________________ Темп______________________________________________________________ Фактура___________________________________________________________ Метроритм________________________________________________________ Регистровые и динамические особенности_______________________________________________________ Жанр_____________________________________________________________ Форма____________________________________________________________ Образное содержание______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прокомментируйте свои творческие работы. -Какие изобразительные интонации передает музыка? (Движение весенних ручейков, вод). IV.Повторное слушание.
С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева «Весенние воды». Взаимообмен работами в
парах и исправление ошибок. Сделайте вывод об образном содержании
произведения. Вывод: Музыка создает образ «вешних вод». Мы слышим
как маленькие весенние ручейки, стекаясь вместе, превращаются в бурную
реку, ломающую остатки льда и стремительно несущуюся вперед. В этом
произведении изображена природа буйная, словно восторженный гимн
приближающейся весне, гимн радости, гимн обновленной жизни. Ощущение
бесконечного простора, наполненности жизни чем-то большим светлым,
ощущение величавой красоты, возвышенно-прекрасной взволнованности
рождает музыка. V. Домашнее задание.
Найдите стихотворение о весне, придумайте художественный образ,
созвучный эмоциональной сфере стихотворения и изобразите его с помощью
рисунка. VI. Творческое задание. Создание «Мелодии весны». Я предлагаю вам выполнить еще одно творческое задание - представьте, что вы композиторы и придумайте «Мелодию весны». - Какими эмоциональными состояниями вы бы выразили приход весны? (Восторг, радость, свет, праздник). 1. Придумайте музыкальные интонации, выражающие эти эмоциональные состояния. -Какие
явления жизни, происходящие весной, можно передать музыкой? (Весеннюю
капель, бегущий ручеек, пение птиц, стук дятла, стрекот сороки).
У меня на столе находятся детские шумовые музыкальные инструменты
(треугольники, металлофон, свистульки, трещётка, ложки и др.). 2.Выберите
музыкальный инструмент, объясните, какие ассоциации со звуками весенней
природы он у вас вызывает, исполните свой вариант мелодии. Треугольник – весенняя капель. Металлофон – звуки бегущих весенних ручейков. Свистулька – трель птицы. Трещетка – стрекот сороки. Ложки – стук дятла.
А теперь исполним все, придуманные вами, мелодии под руководством
дирижера. Выбирается дирижер, который управляет исполнением мелодии. Спасибо, у вас получилось очень красивая «Мелодия весны». -
Какой вывод мы можем сделать после знакомства с произведениями
литературы, живописи и музыки? Мы можем сделать следующий вывод: Вывод:
Произведения разных видов искусства, каждое своими выразительными
средствами, передают красоту весеннего обновления природы и красоту
обновления мира и жизни. Анализируя произведения разных видов искусства,
созданные на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, искать ряд
схожих образов, настроений. Разные виды искусства красивы именно потому,
что рассказывают о красоте природы, а следовательно, о красоте жизни.
Знакомясь с произведениями искусства, объединенных темой природы,
ощущаешь очарование природой, они учат нас любоваться красотой природы,
красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь
природу, чистые, добрые человеческие чувства… Каждый в этом мире должен осознать, Что природу нужно охранять, Чтоб цвели луга – золотые ситцы, Чтоб текла река и пели птицы. -Подумайте и скажите, о чем бы вы хотели спеть? Какую песню? («Белые птицы» слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной) - Почему именно эту песню вы хотите исполнить? Чему учит нас эта песня? (Быть добрым, чистым, открытым человеком, жить в гармонии с природой и самим собой.) -Вспомните
и скажите, как звучит мелодия этой песни, в каком темпе и ритме. Как
будут звучать ваши голоса – громко, сильно, тихо или как-то иначе? Спойте песню в сопровождении фонограммы, передавая ее характер, настроение. 4. «Белые птицы» слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной – исполнение песни. В окно открытое ко мне Влетела птица в тишине. Был чист и бел ее наряд, Как белый яблоневый сад. Коснулся я ее крыла - И ночь за горизонт ушла. Но это был лишь только сон, При свете дня растаял он. Припев Отворите окна, отворите, Белых птиц в сердца свои впустите, Белых птиц в сердца свои впустите И слова любви для них найдите.
Кто ощутил тепло крыла, Уже не сможет сделать зла, И в час любой, и в миг любой Твоей чужая станет боль. Пусть не во сне, а наяву, Взмывая в неба синеву, В пути не ведая преград, Припев -Как вы думаете, у вас все получилось так, как вы задумали? -Предложите свои варианты исполнения этой песни. (Солист и ансамбль, ансамбль и хор и.т.п.)
В жизни человека встречаются разные люди: одни действительно
воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие сохраняют в
душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых такие люди с
трудом понимают друг друга. Иногда это приводит к очень тяжелым
конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь.
Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди
исповедующие идеалы выгоды, на замечающие ни красоты окружающего мира,
ни людской доброты. Они словно слепцы: для них закрыты истинные
сокровища жизни. Но бывает так, что встреча с чем-то настоящим
буквально переворачивает жизнь такого человека – и он вдруг обнаруживает
в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. И вот
прочитанная книга, увиденная картина, услышанная мелодия или встреча с
добрым человеком совершает чудо – чудо возращения к самому себе, к своим
истокам. Я предлагаю вам выполнить последнее задание. Ответить на вопросы, поставленные вначале урока: - Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека? 5. Работа в микрогруппах. Актуальным приемом организации учебной деятельности является дидактический синквейн. Подобрать к слову ИСКУССТВО «слово»
1.Одно существительное. 2.Два прилагательных. 3.Три глагола. 4.Характеристика из четырех слов. 5.Одно существительное – ассоциацию. Итог: стихотворение в прозе «Об искусстве»
Задания группам: Группа №1 Искусство (литература) Группа №2 Искусство (живопись) Группа №3 Искусство (музыка). 1.Искусство 2.Литературное, словестное. 3.Радует, живет, вдохновляет. 4.Помогает человеку познать мир.
1.Искусство 2.Художественное, изобразительное 3.Выражает, воспитывает, восхищает. 4.Ведет человека к духовной культуре.
1. Искусство 2.Музыкальное, звуковое 3.Возвышает, очищает, лечит. 4.Несет добро и свет людям. 5.Красота.
ИТОГ:
Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый
в простых понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей. В любом
произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно
живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем ее различные грани
6.Рефлексия. Состояние души на уроке… Задание: приведи слова - ассоциации, связанные с твоими эмоциями на уроке. Некоторые примеры: солнечное утро, пробуждение природы, звонкий ручей и т.п. Задание: составь синквейн, отражающий твое настроение на уроке. Из творческих работ:
существительное – радость, добро, мир; прилагательные – светлый, яркий,
возвышенный, восхитительный; глаголы – гореть, творить, излучать,
вдохновлять, любить. - За что ты можешь себя похвалить? - Что можете сказать в заключении урока? - Искусство – оно прекрасно. А прекрасное всегда пробуждает доброе!
Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный
отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство.
Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает
человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и
других, оно хранит память об ушедших временах. 7.Музыкальная заставка «Как прекрасен этот мир…» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова
Презентацию к мастер-классу смотреть в каталоге файлов.
Литература
1. Алеев В.В., Науменко Т.И.
Кичак Т.Н. Программа «Музыка». 1-8
классы. М., 2006. 2. Затямdiv align=ина Т.А. Современный урок
музыки: методика конструирования. Сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое
пособие. М.:Глобус, 2007.
3.Копылова А.В. Технология урока искусства.- М., 2004.
4.Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Шмагина Т.С. Программа «Музыка». 1-7
классы. М., 2007.
5.Козлова В.В., Кондакова А.М.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 59с.– (Стандарты второго поколения)
6.Программы образовательных
учреждений «Музыка». 1-8 классы. Авт.
кол. под
руководством Д.Б.Кабалевского.
М., 2006.
7.Примерные программы основного
общего образования. Искусство
(Стандарты второго поколения).- М.:Просвещение, 2010.
8.Ресурсы сети Интернет.
http://standart.edu.ru/
www.liveinternet.ru /Репродукция картины «Весна. Большая вода»/
www.artrussia.ru
/Репродукция картины «Грачи прилетели»/
www.liveinternet.ru
/Фото Левитан И./
www.moskva.fm / Фото Рахманинов С./
www.art-portrets.ru /Фото Саврасов А./
www.kostyor.ru /Фото
Тютчев Ф.И./
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/
http://festival.1september.ru/articles/519655/
http://ru.wikipedia.org/wiki/ /Дидактический синквейн/
8.Рудзик М.Ф. Результативность и качество
музыкального образования школьников: Банк оценочных средств. Методическое
пособие. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2010.
Л.В.Кравцова
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №48" http://urokiskusstva.ucoz.ru Курск 2010
|