«Вива, Верди!» – скандировали зрители после премьер опер великого
композитора. «Да здравствует Верди!» – в этом году восклицает весь
музыкальный мир. 200-летие со дня рождения прославленного итальянца на
родине отмечают с размахом: театральные афиши пестрят названиями его
опер, впрочем, как и всегда. О любви к композитору его соотечественников
говорит и то, что более трех тысяч дорог, площадей и улиц по всей
Италии носят его имя. По вердиевским местам прошлись корреспонденты «Новостей культуры».
Небольшая деревня Ле Ронколле, что ближе к Северу Италии известна на
весь мир. Здесь 10 октября 1813 года родился Джузеппе Верди. Местные
жители рассказывают, что случилось это в буквальном смысле под музыку.
Традиционное празднование дня покровителя Ле Ронколе святого Доннино
растянулось на несколько суток. Оркестр, что играл на улице, было слышно
отовсюду.
Нынешние обитатели деревни рассказывают об этом так темпераментно, как будто сами были свидетелями исторического события.
«Луиджа Уттини – мать Верди, танцевала весь день! – рассказывает
жительница Ле Ронколе Джулиана Куарантелли. – Прямо здесь, возле их
дома. А ближе к вечеру родила Джузеппе Верди. Действительно, первое, что
услышал младенец, была наша популярная музыка – играла гармонь».
В доме, где родился великий композитор сейчас музей. Скромно
обставленные комнаты украшены цветами – ими поклонники усыпали дом и
внутри, и снаружи. Напротив дома – церковь, где на следующий день после
рождения, крестили Джузеппе Верди. Огороженная купель – та самая, где
происходило таинство. Сохранился и орган, на котором играл юный Верди.
«Он был здесь официальным органистом вплоть до своего 18-летия, –
говорит смотритель церкви в Ле Ронколе Альфредо Гати. – Многим позже –
за четыре месяца до своей смерти, он его даже реставрировал! Верди
захотел сделать это лично. Орган до сих пор действует – каждое
воскресение».
Чего не скажешь о театре Верди, что неподалеку от Ле Ронколе – в
местечке Буссето, где учился и жил композитор. Театр построили местные
жители в 1868 году. На его открытие, в знак почтения к маэстро,
сеньориты явились в зелёных нарядах, а синьоры – в зелёных галстуках,
поскольку фамилия Верди происходит от итальянского слова «verde» что
значит «зелёный». В первом сезоне здесь давали «Риголетто» и
«Бал-маскарад». Правда, сам маэстро сюда в этот театр ни пришёл.
«Он думал, что в таком городке, как Буссето, не нужен был театр, даже
маленький, как вот этот, и он был прав, – считает искусствовед
Элизабетта Ивальди. – Потому что, к сожалению, театр сегодня – музей,
редко бывают здесь оперы или концерты».
Афиши опер времён Верди – напротив, в доме Антонио Барецци – сейчас
здесь музей, где можно увидеть письма, что писал Джузеппе Верди своему
покровителю, например, в этом он просит у Барецци 130 франков на поездку
в Милан. Здесь же портреты жён – Маргариты Барецци и Джузеппины
Стреппони, бюст Эммануэля Муццио – единственного ученика Верди, ушедшего
из жизни раньше учителя. И, конечно, партитуры.
«Посмотрите, эта партитура уникальна, – показывает сотрудник Дома-музея
Антонио Барецци Рикардо Наполитано. – И не только потому, что Верди
писал эту музыку, когда ему было всего 12 лет. Верди уничтожил свои
ранние работы, а про эту, скорее всего, просто забыл. Партитуру нашли в
доме Барецци случайно».
Автографы Верди хранятся и в музее Оперы, что в Доме Музыки в Парме.
Хотя Джузеппе Верди никогда не жил здесь, но выступал неоднократно и
артистов муштровал. О чём свидетельствует письмо, которое маэстро
написал в апреле 1872-го в адрес дирекции Королевского театра Пармы –
Верди выразил недовольство генеральной репетицией оперы «Аида». И
пригрозил, что спектакля не будет, если недочёты не будут исправлены.
Впрочем, музеи и ежегодные фестивали – не единственные доказательства
любви итальянцев к великому соотечественнику. На улицах не редкость –
граффити с изображением Джузеппе Верди, и, конечно, везде звучит его
музыка.
Новости культуры |